«Ключи Соломона» — знаменитый гримуар, содержащий сведения по
демонологии и тайным наукам. Это трактат по теургии, или белой магии,
неизвестного автора, впервые обнаруженный в Европе в Средние века. Он
нередко встречается в рукописных томах под названием «Ключи Соломона».
«Ключ Соломона» был лучшей известной работой в древнем мире, источником
всех появившихся потом книг заклинаний и т. д. Самая старая и наиболее
популярная из книг — «The Key of Solomon». Нет ничего удивительного в
том, что, согласно одной из легенд, книга была написана самим дьяволом
и подарена в X в. до н. э. Соломону — царю Израиля, который хранил ее
под своим троном. Соломон был могущественным магом и считался
основоположником оккультизма.
Говорили даже, что он заставил демонов помогать ему в строительстве
иерусалимского храма. Книга стала называться «ключом» по Библии
(Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 19), где Иисус говорит Петру: «И дам
тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано
на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Книга и считалась таким ключом — инструментом, открывающим дверь к
таинству мудрости. Первые упоминания о книге датируются 1 веком, но
самый старый экземпляр, сохранившийся до наших дней и находящийся в
Британском музее, — греческий перевод книги предположительно XII в.
Многие другие издания, большей частью на французском и латинском
языках, появились только в XVIII веке. Что же содержит эта книга?
Языком, напоминающим доктрины астрологии и каббалистики, в ней до
мельчайших подробностей описываются все этапы, с помощью которых можно
вызвать демона и заставить его выполнять волю заклинателя. Эта
магическая книга предписывает ритуалы очищения и пост, которым должен
последовать сам маг, прежде чем приступит к заклинанию. В ней даются
советы, как правильно выбрать подходящее место и время; одеяния, оружие
и магические фигуры, которые могут потребоваться для обряда.
Указывается, какие необходимо читать заклинания и как чертить
магический круг (внутри него должен стоять маг, чтобы остаться
невредимым) и т. д. Духи могли быть вызваны в любом количестве для
выполнения любых задач. Однако, в основном, к их услугам прибегали для
того, чтобы обнаружить и извлечь спрятанные в земле сокровища. Еще одна
книга, также приписываемая Соломону или его дьяволам, некоторыми
считалась даже более полезной. Называлась она «Малый Ключ Соломона»
(«Lemegeton» или «Lesser Key of Solomon») и была разделена на 4 части.
В первой части — «Искусство магии» («Goetia») — описывалось, как
вызвать семьдесят двух основных демонов и их министров. Во второй
(«Theurgia Goetia») давались их основные характеристики. В третьей
части («Pauline Art») ангелы были пронумерованы каждый своим часом
суток и знаком Зодиака. В четвертой («Almadel») описывались восседавшие
в вышине ангелы, каждый над своей стороной света — севером, югом,
западом и востоком. Как и «Большой Ключ», эта книга предположительно
хранилась под троном Соломона; а обнаружена была лишь после его смерти,
когда демоны, вероятно, зная, какой вред возымеет их действие, помогли
придворным откопать ее.
Lemegeton- это
трактат о
духах. Он
включает в
себя 72 духа
вызванных и
скованных
царем
Соломоном.
Здесь я
постараюсь
рассказать о
этих духах,
сохранять
порядок Lemegeton.
Это 72
Могущественных
Короля и
Принца,
которых Царь
Соломон
заключил в
медный
кувшин,
вместе со
всеми их
Легионами.
Среди них
старшими
были БЕЛИАЛ
(Belial), БИЛЕТ (Bileth),
АСМОДЕЙ (Asmoday) и
ГААП (Gaap). И когда
он пленил их и
заключил в
кувшин, то
Божественной
властью
бросил сосуд
в глубокое
Озеро или Яму
в городе
Вавилоне. И
когда
вавилонян
одолело
любопытство,
и они
захотели
увидеть этот
кувшин, то все
отправились
к озеру,
достали
кувшин и
сломали
печати на нем,
ожидая найти
там
несметные
сокровища. Но
едва кувшин
был открыт,
оттуда
немедленно
вылетели
старшие духи,
а вслед за
ними и все их
легионы. И все
они заняли
свои прежние
места, за
исключением
БЕЛИАЛА (Belial),
который
принял некий
Образ, и в
этом Образе
отвечал всем
тем, кто
приходил
поклониться
ему, как Богу,
и приносил
жертвы.
Лемегетон- сборник магических книг, известный в разных вариантах с XVII века, он
включает в себя подробные списки имен добрых и злых сущностей с их
символами (сигилами), подробное описание магических принадлежностей и
методов работы с их помощью. Первые рукописи черной магии, содержащие
толкования Ключей Соломона датированы концом XIII - началом XIV века.
Манускрипты, с которых составлены современные издания Ключей, находятся
главным образом в коллекции Британской Библиотеки, и датированы
серединой - концом XVII века - началом XVIII века. Существуют также
другие магические книги и манускрипты похожего содержания - "Второй
Трактат о Божественной Медицине" Парацельса, "Псевдомонархия демонов"
Иоанна Виера, "Стеганография" Тритемия, Книга Гонория, Истинный
Гримуар, ряд иудейских версий Ключей - "Сефер Мафтеах Шломо" и т.д.
«Лемегетон» состоит из пяти частей.
1.
Гоетия
(Goethia - греч. "колдовство", "волшебство") - одна из известнейших
(если не самая известная) средневековых магических книг, включает в
себя каталог 72-х зодиакальных Князей-демонов и подробнейшие методы
работы с ними, описание магических орудий, заклинаний и пантаклей. По
легенде, методы, лежащие в основах этого Искусства, были изобретены
мудрейшим из людей, царем Соломоном, который использовал духов для
выполнения поручений и в помощь при строительстве Храма, раскрывал
различные секреты их мира и заковал особенно злых духов и демонов.
Магические обряды Соломона успешно использовались его последователями.
Книги в том виде, в котором они дошли до нас, были по легенде
обнаружены в Иерусалиме еврейским рабби и переведены им с халдейского и
арамейского на греческий, с него - на латынь.
2.
Теургия Гоетия
(Theurgia Goetia) - продолжает описание духов, отчасти - добрых,
отчасти - злых. Некоторые материалы этой книги очевидно заимствованы из
первой книги "Стеганографии" (Steganographia) Иоанна Тритемия. Хотя
большинство печатей духов, приведенных в "Гоетии Теургии", не
приводятся в тексте Тритемия, некоторые совпадения все же есть. Однако
стоит заметить, что заклинания, которые даны у Тритемия, не
соответствуют заклинаниям "Теургии Гоетии". Хотя "Стеганография" была
написана Тритемием в 1500 году, издать ее удалось лишь в 1608 году.
Впрочем, до этого она имела широкое хождение в виде рукописи.
3.
Арс Паулина
(Ars Paulina) - повествует о духах ночных и дневных часов, о духах
планет и зодиакальных знаков. Как считает Линн Торндайк ("История магии
и экспериментальной науки" 8 тт. 1923-56 гг.), название "Искусство
Паулина" означает, что оно было получено апостолом Павлом (Paul), когда
в Коринфе он был вознесен на третье небо и приобрел там тайное знание.
Текст также имеет некоторые совпадения со "Стеганографией" Иоанна
Тритемия (второй книгой) и "Магическим Архидоксом" Парацельса. Роберт
Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел
в Национальной Библиотеке Лондона рукопись "Арс Паулина", относящуюся к
XVII столетию.
4.
Арс Алмадель
(Ars Almadel) - описывает 20 старших духов, управляющих четырьмя мирами
Вселенной. В 1608 году Иоанн Тритемий, в длинном перечне книг по магии,
упоминает книгу "Алмадель", приписываемую царю Соломону. Роберт Тернер
упоминает рукопись "Арс Алмадель" из Флоренции, относящуюся к XV веку.
По мнению Иоанна Вейера, "Алмаделем" звали одного арабского мага.
5.
Арс Ноториа
(Ars Notoria) - содержит древние воззвания к Богу и молитвы,
переполненные магическими именами. Очевидно, это самая старая книга
"Лемегетона". Известно много ее латинских рукописей, относящихся к XIII
веку, а, возможно, и еще более раннему времени. По содержанию "Арс
Ноториа" напоминает "Заклятую книгу Гонория или Либер Юратус" (Liber
Juratus), также относящуюся к XIII веку. Обращения, используемые в "Арс
Ноториа" и "Либер Юратус" тесно связаны, и это позволяет предположить,
что обе книги восходят к единой устной традиции. Стоит отметить, что
"Арс Ноториа" включена не во все манускрипты "Лемегетона". В некоторых
рукописях он содержит только первые четыре книги. Первое печатное
издание "Арс Ноториа" впервые вышло на латыни в 1620 году в Лионе. А в
1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.Введение в Готию