Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Несомненно,
что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные
из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие
памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI
тысячелетиями до Рождества Христова. Примерами таких памятников могут
послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе,
найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на
европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и
обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира. Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые
стали праформами будущих распространенных магических знаков: свастики,
креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно,
постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями,
собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям.
Примерно к VI-V тысячелетиям до Рождества Христова относится невиданный
доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным
развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От
того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная
керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры,
обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии,
Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует,
вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического
алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще
позднее, в III-I тысячелетиях до Рождества Христова, сложившиеся ранее
системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные
алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных
символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло
использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский
и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное
происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам
североиталийской группы - т.е. к алфавитам северных этрусков и
италийских венетов. К середине II века от Рождества Христова был
сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк.
Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Рождества
Христова относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV -
V векам - на континенте.
В V веке от Рождества Христова
руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова -
вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы
не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический
строй.Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские.
Как
и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись,
но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических
надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические
алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности.
Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.
Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных
камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно
подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном
большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с
какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями. С
введением христианства и распространением латинского алфавита
руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства
письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.
Одним
из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не
считая чисто магических целей, создание рунических календарей.
Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а
также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари
называли primstav, в Дании - rimstok (от rim - “календарь” и stok -
“палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX
в., в Карелии и северных районах России - значительно дольше. 
В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита
относится к XIV - XV вв.. Однако руническая традиция оказалась
чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы
и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и
построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на
острове Готланд - еще и в XVII в.. Более того, существуют данные, что в
отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для
особенно важных записей руны изредка использовались и в середине
текущего столетия.
Немного подробнее о самих рунических системах. Основные рунические системы: В
Европе руническая традиция в процессе своего развития разделилась на
несколько отдельных систем. Из них важнейшими являются четыре: -Общегерманский старший футарк из 24 рун -Англо-саксонский футорк из 33 рун (500 -- 1000 гг.) -Скандинавский младший футарк из 16 рун -- датский, норвежский, шведский и исландский варианты (600 -- 1200 гг.) -Современный немецкий арманен из 18 рун (начало XX в.)
Старший футарк Старший
футарк, как и следует из его названия, является самым древним вариантом
германского рунического ряда.Порядок знаков в нем четко фиксирован.
Хотя иногда встречались смены мест двух последних рун Оттила и Дагаз.
Этот вариант признается общегерманским и имеет 24 знака, которые
принято подразделять на три атта (семьи, рода, группы) по 8 рун. Первый
атт, начинающийся с руны феху, связан с германским богом Фреем, второй,
начинающийся с хагаля, -- с Хеймдаллем, а третий, начинающийся с тюра,
-- с Тюром. В магической практике именно руны старшего футарка чаще
всего применяются для гадания. Для мантических целей к набору дощечек
или каменных плиток с 24 рунами футарка добавляется "25-я руна" --
чистая, пустая дощечка. Пустая руна называется вирд. Это
англо-саксонское слово, которое буквально означает "земля" или "закон".
В германской метафизике wyrd -- это "паутина жизни" или "ткань Судьбы".
От этого слова, по-видимому, происходит английское weird ("рок"). Вирд
-- очень сложное понятие, родственное таким восточным концепциям, как
Дхарма или Дао.
 Англо-саксонский футорк Первый пересмотр старшего футарка произошел,
когда эти руны попали в англо-саксонскую культуру, то есть около 500 г.
н. э. До 900 года англо-саксы изменяли древнегерманский рунический ряд.
Сначала к его 24 рунам были добавлены еще пять. Эти руны, с 25-й по
29-ю, соответствовали особым гласным звукам и были необходимы для того,
чтобы приспособить германский футарк к древнеанглийскому языку.
Поскольку четвертой руной в ряду стал ос со звуковым значением о, новый
рунический ряд получил название футорк. Итак, первоначально в
англо-саксонском руническом футорке было 29 рун. Впоследствии в
англо-саксонской Нортумбрии в рунический ряд были внесены еще четыре
руны. Знаки с 25-го по 32-й составили особый, четвертый атт. Что
касается последней, 33-й руны, то она выполняет уникальную функцию и не
входит ни в какой атт. В результате получился футорк из 33 рун. 33-я
руна гар символизирует копье Одина и служит центром, вокруг которого
вращаются все остальные руны. Это руна завершенности. Символический
смысл рун англо-саксонского футорка объясняется в так называемой
"Древнеанглийской рунической поэме", написанной ок. 1000 г. н. э. В ней
собраны поэтические метафоры, относящиеся к первым 29 из 33
англо-саксонских рун. Именно на основе этой поэмы были впоследствии
написаны "Норвежские рунические стихи" и "Исландская руническая поэма",
которые приводит в своей книге Эдред Торссон.

Младший футарк Вторая ревизия старшего футарка произошла, когда руническая традиция была занесена в Данию, Норвегию и Швецию. Около
600 г. н. э. даны сократили число рун в футарке до 16 (в
противоположность англо-саксам, увеличивавшим число рун). Эти 16 рун и
известны как младший футарк. По мере того, как датские руны ("общие",
или "квадратные") распространялись по Норвегии и Швеции, их начертание
упрощалось, и к 1000 г. в Норвегии появился предельно лаконичный
вариант младших рун, который называют "веточками". К 1200 г. уже
была написана норвежская "Руническая поэма", описывавшая 16 знаков
младшего футарка, а ок. 1400 г. появился и исландский вариант. Обе эти
поэмы, а также магические значения младших рун приводятся в книге
Эдреда Торссона
Немецкий арманен Последний раз рунический порядок подвергся
переработке и переосмыслению в начале нашего столетия в Германии. Гвидо
фон Лист, один из видных деятелей Германского возрождения, долгое время
исследовал символизм древних рун и масонских знаков, скрывавших в себе
руны.
В 1902 г. фон Лист перенес операцию по удалению катаракты
и в течение 11 месяцев носил на глазах повязку. В этот период
вынужденной слепоты он получил мистическое видение, в котором 24
старших германских руны были сведены к 18. Этот рунический ряд
назывался арманен. Руны были расположены таким образом, чтобы их
порядок соответствовал 18 руническим заклинаниям, приведенным в
древнескандинавской поэме "Хавамал". Когда зрение фон Листа
восстановилось (1903), он рассказал о своем видении на страницах
немецкого теософского альманаха "Гнозис". Через несколько лет (1908) он
подробно описал систему арманена в книге "Секрет рун". Важной частью
системы Гвидо фон Листа является то, что все его 18 рун вписываются в
правильный шестиугольник с проведенными в нем тремя диагоналями. Каждая
руна содержит в себе определенную часть этой универсальной фигуры,
причем руне хагаль ("материнской руне") придается особое значение как
единственной руне с акцентированной центральной симметрией. Фон Лист
создал и своеобразную рунную мандалу, в которой, кроме 18 знаков
арманена, фигурируют шестиконечная звезда и трехлучевая свастика --
магические символы с многовековой историей.
 Если старший футарк делился на три атта по восемь рун, то арманен -- на
три "рода" по шесть рун. Род, начинающийся с руны фа, соответствует
Богу; начинающийся с руны хагаль -- человеку; начинающийся с руны бар
-- духу и сознанию. Концы трехлучевой свастики на мандале указывают на
эти ключевые руны.
Так же мне кажется интересной легенда о
происхождения рун в скандинавской мифологии.Вот как говорится об этом в
одной из песен "Старшей Эдды" - "Речах Высокого": Девять ночей я качался, на дереве, Под ветром повешен а ветвях, Ранен копьем, в жертву Одина отдан - Себе же - я сам, На дереве старом, растущем высоко От неведомых миру корней.
Никто не давал мне питья и питания, Взгляд направлял я к земле. В стенаниях, руны вознес в вышину я Долу упал я тогда.
Стал я расти и познания, множить, Здоровье и силы обрел, Слово от слова на благо являлось, Дело от дела рождалось чредой.
Руны найдешь ты, что в дерево врезаны, С силой великой, С силой целебной. Высший скальд их окрасил, и боги их создали, И резал те руны властитель богов, - Один у асов, и Дваин у альфов, Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн; Многие резал и я.
И дальше идет очень важное предостережение:
Знаешь ли, как надо резать? Знаешь ли ты, - как разгадывать? Знаешь ли, как надо красить? Знаешь, как вопрошать? Знаешь ли ты, как молиться? Как приносить надо жертвы? Знаешь ли ты, как закласть? Знаешь ли, как сожигатъ?
Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно. Награждены за жертву все ждут. Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.
 |