Главная » 

Демонолатрия

Hortus Daemonum. Сад демонов.
Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения

(Фрагмент)

 

АМДУСКИАС

(Amduscias). Демон у заклинателей, описанный Виром (16 в.): «великий и могучий герцог; выступает как единорог, или в человеческом обличье, когда предстает перед своим повелителем. Если ему приказать, с легкостью делает так, что раздаются трубы и все созвучия музыкальных инструментов, которые взгляду не открываются; деревья же в это время склоняются к коленам экзорсиста» (ВИР, псевдомонархия демонов, § 52).

Амдускиас
Амдускиас

АМОН

Первоначально – бог солнца в египетской мифологии. Переосмыслен заклинателями как демон – «маркиз (marchio) великий и могущественный; является в обличии волка, со змеиным хвостом и изрыгая пламя. Приняв облик человека, показывает собачьи зубы, а голову имеет как у ночного ворона (nycticorax). Могущественнейший вождь, он знает прошлое и будущее, и потому пользуется благосклонностью и друзей, и недругов» (Вир, псевдомонархия демонов, § 5).

 

АНАМЕЛЕХ

В Ветхом Завете (4 ЦАР. 17:31) – одно из божеств уроженцев Сепарваима. Имя, вероятно, означает: «Ану есть царь» (Ану, или ан – бог неба в вавилонском пантеоне) (БИЧЕР, 57). Средневековые этимологии имени приводит Вир: «уныние или возражение царя» (affliction sive responsio regis) (ОБ ОБМАНАХ, гл. 5, § 2). Многие комментаторы полагали, что это божество олицетворяло Луну (ср. Адрамелех)

Демонологи превратили Анамелеха в демона, изображавшегося в виде перепелки. Об этом темном демоне известно главным образом, что он приносит плохие новости (КОЛЛЕН ДЕ ПЛАНСИ, 31). В идиллии С. Гесснера «Смерть Авеля» (1758) Анамелех, чье имя «и сам ад произносит с ужасом» (ГЕССНЕР, 59), провоцирует Каина на братоубийство.

 

АНАРАЗЕЛЬ

Демон, охраняющий подземные богатства; вместе с двумя другими демонами, Газиэлем и Фесором, он постоянно переносит клады с места на место, чтобы не дать людям их найти и сберечь до прихода Антихриста. Анаразель вместе со своими друзьями сотрясает фундаменты домов, насылает бури, заставляет колокола звонить в полночь; он вызывает призраки и ночные кошмары (КОЛЛЕН ДЕ ПЛАНСИ, 31).

 

АНГЕЛ СМЕРТИ

Образ, близкий Азраилу мусульманской мифологии, ответственному за то, чтобы вовремя (в течение 40 дней после того, как с престола Аллаха упал листок с именем обреченного на смерть человека) разлучить душу умиряющего и его тело, присутствует и в иудеохристианской традиции. Так, в «Завете Авраама» Бог посылает ангела смерти за душой патриарха. Ангел смерти фигурирует в легендах о царе Соломоне. В одной из этих легенд (пересказанной в «Историях придорожной таверны» Г. Лонгфелло) рассказывается, как Соломон и беседующий с ним некий «ученый» вдруг замечают перед собой незнакомца, который пристально смотрит на «ученого». Тот осведомляется у царя о незнакомце, и царь спокойно отвечает, что это ангел смерти. Ученому становится не по себе, и он просит Соломона, чтобы тот использовал силу своего Магического кольца и помог бы ему мгновенно перенестись куда-нибудь – скажем, в Индию. Соломон выполняет эту просьбу – ученый исчезает. Тогда ангел смерти в очередь спрашивает Соломона, имя человека, который так внезапно исчез. Соломон называет его, и благодарит царя: оказывается, тот самый человек, за которым только что было приказано отправиться в Индию.

Сближение ангела смерти с дьяволом проявляется уже в раввинистской литературе, где Сатана порой полностью принимает функции ангела смерти. В талмудической книге «Абуда Зарах» Сатана стоит у постели умирающего, держа в руке поднятый обнаженный меч, на острие которого дрожат капли желчи; когда умирающий видит Сатану и меч, он в изумлении открывает рот, глотает упавшую каплю желчи и испускает дух (ЛЕНГТОН, 56).

Ангел Смерти
Ангел Смерти

Отождествление ангела смерти с Сатаной основывалось на представлении о том, что дьявол – инициатор, «изобретатель» смерти (как и лжи). Такое представление подкреплялось рядом библейских и апокрифических текстов. Дьявол – «имеющий державу смерти» (ЕВР. 2:14); «человекоубийца от начала» (ИОАН. 8:44); «завистью диавола вошла в мир смерть» (ПРЕМ. 2:24). Независимо от того, относится ли последний пассаж к искушению Евы или к убийству Авеля (о чем всегда спорили толкователи), несомненно, что «дьяволу в нем приписывается власть навлекать смерть» (ЛЕНГТОН, 201). Отличие дьявола как ангела смерти в библейско-христианской интерпретации от мусульманского Азраила состоит именно в том, что последний, отнимая жизнь у осужденного, лишь выполняет волю Аллаха, а первый, лишая жизни, в очередной раз протаскивает в мир собственное изобретение – смерть.

В эпоху позднего Средневековья и Ренессанса функции ангела смерти, перенесенные в демонологию, группировались чаще всего вокруг какого-либо безымянного таинственного персонажа, обладающего несомненными чертами дьявола (высокий рост, чернота и т. п.); в результате ангел превращается в демона. Демоны, подстерегающие душу у постели умирающего в популярнейшем сюжете средневековой иконографии (Борьба за душу), отчасти выполняют функции ангела смерти. Это особенно очевидно, когда у смертного одра находится лишь один «черный» демон, как в легенде о злодее Джоне-датчанине, рассказанной ЦЕЗАРИЕМ ГЕЙСТЕРБАХСКИМ (ДИАЛОГ О ЧУДЕСАХ, 169-170): умирая, Джон видит дьявола и кричит стоящим вокруг него близким: «Дайте мне меч, чтобы отогнать этого черного человека!»; близкие, не видя никого, советуют ему лучше помолиться, и Джон испускает дух.

Ангел смерти, как и все демоны и ангелы, обладает способностью предвидеть человеческую смерть и потому порой приходит за обреченным заранее, как в известной (пересказываемой и Лютером) легенде о смерти теолога Андреаса Карлштадта в 1541 г.: на его последнюю проповедь явился высокий черный человек, который, устремив на него неподвижный взгляд, объявил священнику, что придет к нему через три дня; затем незнакомец появился в доме Карлштадта, где сказал одной из его дочерей: «Напомни отцу, что я приду через три дня, и пусть он будет готов». Естественно, через три дня священник умер (КОЛЛЕН ДЕ ПЛАНСИ, 136). Образ ангела смерти, увиденного в обличии «черного человека», отзывается и в известной легенде о черном человеке, заказавшем Реквием Моцарту, и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», где функции и приметы ангела смерти (обычный для него пристальный взгляд у Булгакова наделен умерщвляющей силой) переданы демону Абадонне.

 

АСМОДЕЙ

Демон, известный по иудаистическим легендам и вошедший в европейскую демонологию. Высказывалось мнение, что иудаистический Асмодей восходит к персидскому демону «гнева и ярости», «демону ранящего копья» Айшме (Эйшме), а имя его якобы произведено от древнеперсидского aesmadiv – «дух гнева» (КОГУТ, 72). По другому предположению, имя Асмодея произведено не от Эшмы, а от еврейского слова shamad – разрушать (ЛЕНГТОН, 121); эта этимология была популярна уже среди демонологов 16 в.

В раввинистских и талмудических Легендах, особенно в легендах о царе Соломоне, этот демон играет большую рель и изображается как мудрый царь злых духов. Соломон, первый в истории повелитель демонов, заставляет Асмодея помогать ему строить храм; Асмодей дает царю шамур – червя, прикосновение которого раскалывает камни и тем самым позволяет строителям обойтись без запрещенных железных инструментов. На какой-то момент Асмодею удается лишить Соломона власти и занять его место на троне, – но он делает это лишь для того, чтобы раскрыть царю глаза на тщету земной славы и богатств. Асмодей образован и не лишен некоторого сочувствия к людям. Он ежедневно по утрам восходит из своего обиталища в горах на небо, где «учится в горней академии». Как и многие демоны, он знает будущее людей, и ожидающие их неприятности не вызывают у него злорадства. На пути к Соломону он плачет, видя брачный кортеж, а потом объясняет: жениху осталось совсем недолго жить; на том же пути он задерживается и для того, чтобы наставить на путь истинный горького пьяницу: «На небесах он объявлен конченым человеком, и я наделил его кое-какими благами, чтобы он хотя бы в этом мире мог воспользоваться той своей долей, которая ему причиталась бы в мире грядущем, но которую там он все равно не получит» (АСМОДЕЙ, 754).

Дьяволы у постели умирающего
Дьяволы у постели умирающего

В книге Товита (входящей в католический канон Ветхого Завета) Асмодей совсем иной: это «злобный демон», отличающийся ревностью и сладострастием; он убивает семерых мужей, данных некой Сарре, «прежде, нежели они были с нею, как с женою» (3:8); однако Товия, по совету ангела Рафаэля, возжигает курение из сердца и печени рыбы, которое изгоняет демона: «Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел» (ТОВ. 8:3). Пребывание Асмодея в Египте оставило след в предании о змее Асмодее, которой якобы поклонялись в некоторых районах Египта и в честь которой был даже выстроен храм (КОЛЛЕН ДЕ ПЛАНСИ, 55). Существовало поверье, что змея Асмодей и змей, соблазнивший Еву, – одно и то же существо. Некоторые каббалисты считали Асмодея мужем Лилит – разумеется, после того, как она покинула Адама и стала демоном-суккубом (ШОЛЕМ, 248).

Демонологи, включив Асмодея в свой канон, подчеркивали в нем две склонности: к блуду (в соответствии с историей о Сарре) и к разрушению (в соответствии с еврейской этимологией его имени); вместе с тем он понимается как особенно мстительный демон, пригодный для того, чтобы взять на себя функции палача Бога; экзегеты нередко отождествляли с Асмодеем ангелов-губителей, посылаемых ветхозаветным Богом для поражения врагов.

Согласно ШПРЕНГЕРУ И ИНСТИТОРУ (116), Асмодей – «демон блуда и князь инкубата и суккубата», в то же время имя его переводится как «носитель суда». «Асмодей – дух или бог слепоты-темноты (spiritus vel dues caecitatis), разрушитель, рассыпатель, или изобилие преступлений, или изобилующий грехами, или измеряющий огонь» (ВИР, ОБ ОБМАНАХ, гл. 21 § 4).

 

ЖАН БОДЕН – сторонник весьма неортодоксальной идеи, что Сатана был сознательно создан Богом для мщения и казней ( Сотворение демонов), полагал, что Асмодей – имя Сатаны, наиболее полно выражающее именно эту его палаческую сущность: Сатана, по слову пророка Исайи (Ис. 54:16), создан чтобы «губить, портить и разрушать»; «по этой причине он часто именуется Асмодеем, от еврейского слова, которое означает "разрушать": в этом смысле Бог, говоря еврейскому народу о мести, которую он совершит над всеми первенцами, людьми и животными, в царстве египетском, говорит: Я не позволю разрушителю войти в ваши домы» [в Библии: «...и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» – Исх. 12:23]; «Орфей называл его также великим демоном-мстителем, и, как предводитель ведьм, воспел его в гимне» (БОДЕН, 3).

Отягченный столь мрачными функциями, Асмодей все же не теряет и своего сладострастия: МИЛЬТОН – имея в виду, конечно, историю с Саррой, – называет Асмодея «самым плотским из инкубов» ( the fleshliest of incubes ; обретенный РАЙ, 2:152).

Использование Асмодея в практике заклинателей описано ВИРОМ: «Сидонай, иначе Асмодай, великий король, сильный и могущественный, является о трех головах: быка, человека и барана. Хвост у него змеиный, изо рта он извергает пламя, а лапы имеет гусиные. Сидит на адском драконе, держа в руке копье и знамя. (...) Вызывая его, да будет экзорсист осмотрителен и да стоит крепко на ногах»; «коль скоро экзорсист увидит Асмодея в предвиденном обличии, да обратится к нему по имени и скажет: Ты истинно Асмодей. Тот не будет отрицать...». Асмодей наделяет магической силой перстни, изготовленные под влиянием созвездий или несущие на себе их изображения; он может научить человека становиться невидимым (ПСЕВДОМОНАРХИЯ ДЕМОНОВ, §35).

 

АСТАРОТ

Демон, порожденный воображением демонологов в результате ошибочного прочтения множественного числа имени «Астарта» в Ветхом Завете (например, 4 ЦАР. 17:10). Вир, впрочем, утверждает, что «Астарот был палестинским богом (deus) по свидетельству Иосифа»; он же дает следующие возможные этимологии этого имени: «стада; или богатства; совершающий разыскания faciens exploratonem); или червь закона (tineam legis)» (ОБ ОБМАНАХ, гл. 5, § 4).

Астарот назван в числе семи главных духов ада, которые посетили доктора Иоганна Фауста по его просьбе: он «явился в образе дракона и так пошел прямо на хвосте. Ног у него не было, хвост окрашен как у ящерицы, брюхо толстое, спереди две короткие лапы, совсем желтые, а брюхо изжелта-белое, спина коричневая, как каштан, на ней острые иглы и щетина в палец длиною, как у ежа» (ФАУСТ, 59).

Астарот
Астарот

Астарот был предметом внимания заклинателей, о чем свидетельствует ВИР, описывая вызывание Астарота следующим образом: «Князь великий и могучий, является в обличии уродливейшего ангела (angelica specie turpissima), восседая на адском драконе и держа в правой руке гадюку. Отвечает, не лукавя, о прошлом, настоящем и. будущем. Охотно рассуждает о творце духов, об их падении, о том, как согрешили и были низвергнуты. Себя же самого не признает падшим. Наставляет в свободных искусствах. Экзорсист не должен подпускать его близко к себе, по причине невыносимой вони, им испускаемой. Потому экзорсист должен держать у лица золотое магическое кольцо, которое легко убережет его от вреда» (ПСЕВДОМОНАРХИЯ ДЕМОНОВ, § 28).

В кукольных комедиях о Фаусте еще в начале 19 в. (по свидетельству Генриха Гейне) вместо Мефистофеля иногда фигурировал демон Астарот (ПЬЕСЫ о Фаусте, 141).

 

БАРБАТОС

(Barbatos). Демон из практики заклинателей, описанный ВИРОМ (16 в.): «Великий граф (comes) и предводитель; является в облике лесного стрелка, с четырьмя королями, возвещающими его появление фанфарами. Понимает пение птиц, лай собак, мычание скота и голоса прочих животных; находит клады, зарытые магами и заклинателями»; некогда был ангелом «из чина сил или господств; знает прошлое и будущее, а потому пользуется расположением как друзей, так и недругов» (ПСЕВДОМОНАРХИЯ ДЕМОНОВ, § 6).

 

БЕГЕМОТ

Описание бегемота в книге Иова – «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его...» (Иов. 40:10-11) – навело экзегетов на мысль об одноименном демоне, в определении которого они, впрочем, сильно расходились: Боден (О демономании ВЕДЬМ, кн. 1, гл. 1) отождествляет его с египетским фараоном, преследовавшим евреев; Ланкр говорит, что речь идет о демоне, который может принимать формы любых крупных животных, а также собаки, лисицы и волка; ШПРЕНГЕР и ИНСТИТОРИС (115-116) считают, что этим именем обозначен сам верховный дьявол в его звериной ипостаси; он именован «Бегемотом» – т.е. зверем, потому что «дает людям звериные наклонности» Упоминание в книге Иова о чреслах и чреве заставляло заподозрить в этом демоне особое пристрастие к низменным утехам, которые он, впрочем, и сам использует как наступательное орудие: «Чаще всего нападает, используя обольщения сладострастия, которое ощущается в области чресел и пупа» (ВИР, ОБ ОБМАНАХ, гл. 21)

Бегемот
Бегемот

Бегемот неминуемо ассоциировался с другим чудовищем книги Иова – Левиафаном. Если еврейская легенда говорит о некой битве между Бегемотом и Левиафаном в эпоху явления Мессии, то в европейской демонологии они нередко вполне мирно выступают вместе; так, на французской миниатюре 15 в. Бегемот едет на Левиафане, причем оба явно выпадают из привычных для этих персонажей Библии отождествлений: мот совершенно не похож на гиппопотама, а Левиафан не имеет ничего общего ни с китом, ни с крокодилом. Дополнительное лицо, которое Бегемот может иметь на груди (в частности, на французской миниатюре из Апокалипсиса 15 в.) объясняется легендой средневековых бестиариев о том, что Бегемот произошел от расы существ, обитавших в Индии, которые имели голову на груди, но не имели ее на плечах.

 

БЕНТАМЕЛЕОН

Демон, известной по иудаистской легенде. Тит, сын императора Веспасиана и будущий император, взяв Иерусалим, издал указ, запрещающий евреям обрезание, соблюдение субботы и другие обычаи. Тогда евреи послали к Титу раввинов Симеона и Елиазара, чтобы уговорить его отказаться от указа. По дороге они встретили незнакомца, который в разговоре признался, что он – демон по имени Бентамелеон. Раввины изложили ему свое дело, и демон пообещал помочь им: войти в тело дочери Тита, уговорить отца отказаться от принятого решения и затем выйти из ее тела, как только раввины ему прикажут. Так все и произошло (КОЛЛЕН ДЕ ПЛАНСИ, 91).


Книга 302 стр. Скачать

Добавил: Megadat (24/Ноя/2009)
Просмотров: 2543 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Создать бесплатный сайт с uCoz Megadat