История Гексаграммы
Marsyas
Шестиконечная звезда (гексаграмма) является столь же древним и
почитаемым символом в истории человечества, как и пентаграмма. Первые
изображения гексаграммы известны примерно с конца IV тысячелетия. Она
была известна в самых разных концах Земли: древнем Египте, Ближнем
Востоке, Индии, Европе. Она была символом ассиро-вавилонской богини
Астарты. Гексаграмма изображалась на христианских церквях,
мусульманских мечетях и еврейских синагогах.
Сегодня гексаграмма, также называемая "Щитом Давида" или
"Печатью Соломона", часто воспринимается многими как символ, пришедший
из иудейской традиции. В частности, утверждается, что щит в виде
шестиконечной звезды защищал израильского царя Давида от врагов. Так,
согласно традиции, пророк Исаия, перечисляя во втором стихе
одиннадцатой главы своей книги шести аспектов Божественного Духа (дух
премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и
благочестия), просто называет то, что было выгравировано на щите царя
Давида. В гексаграмме видят и символ, с помощью которого другой
израильский царь - Соломон управлял духами. Однако все это позднейшие
домыслы. Хотя в Библии символ звезды упоминается достаточно часто
(начиная со времен Моисея), все же нет никаких оснований предполагать,
что речь идет именно о гексаграмме.
Также нет никаких документальных подтверждений, что
гексаграмма, например, имела какое-либо отношение к Бар-Кохбе ("Сыну
Звезды"), который поднял во II веке н.э. антиримское восстание в Иудее.
Исторически доказано, что самое раннее иудейское изображение
гексаграммы относится к VI веку до новой эры. А затем вновь оно
появляется лишь восемь столетий спустя в качестве орнамента синагоги в
Капернауме. Забавно, что там она соседствует рядом со свастикой. В
период Средневековья шестиконечные звезды гораздо чаще изображались на
христианских церквях, чем на еврейских синагогах.
Как специфический еврейский символ гексаграмма стала
использоваться лишь с эпохи Возрождения, вначале в Праге, а затем и в
других еврейских общинах Европы. Гексаграмма начала изображалась на
еврейских магических и каббалистических амулетах и мезузах, как защита
от демонов. А когда в 1354 году император Карл IV даровал евреям Праги
привилегию иметь собственный флаг, они начертали на нем "Маген Давид"
("Щит Давида"). Очевидно, к тому времени гексаграмму уже стали
определенно соотносить с царем Давидом, предком будущего иудейского
мессии. Известно, что гексаграмма широко использовалась сторонниками
Саббатая Цви, которые провозгласил себя в середине XVII-го века этим
мессией. В том же XVII веке, когда еврейский квартал Вены был отделен
от христианского пограничным камнем, с одной стороны его была
изображена гексаграмма, а с другой - крест. В качестве общепринятого
еврейского знака в Европе, гексаграмма была принята лишь после Великой
французской революции в конце XVIII века, а еще через сто лет в 1897
году Теодор Герцель избрал гексаграмму, как еврейский знак, не
связанный с религиозной традиции, символом сионистского движения.
Использование гексаграммы, как могущественного магического
знака имеет гораздо более древние корни. Ее изображения часто
присутствует на страницах книг посвященных алхимии, каббале и магии.
Так, она есть в описании талисманов Парацельса, в Большом и Малом
ключах Соломона. В первой книге Малого ключа Соломона (Гоетии)
говорится: "Это Гексаграмма Соломона, изображение которой следует
сделать на пергаменте из шкуры теленка и носить на подоле своей белой
одежды, покрытой тканью из первосортного, чистого белого льна,
[гексаграмму] надо показать Духам, когда они появятся, так чтобы
заставить их принять человеческий облик и быть покорными".
Существует много способов интерпретации гексаграммы. Например,
в нее вписывали шестибуквенные Божественные имена IEHOVA или ADONAI.
Шестиконечная звезда соотносилась с шестью днями творения. Также она
трактовалась как соединение двух алхимических символов: треугольник,
обращенный вершиной вверх - это огонь (мужское начало, обращение к Богу
или воссоединение с ним); треугольник, обращенный вершиной вниз - это
вода (женское начало, снисхождение Бога в материю). Также гексаграмма соотносилась со Сфирот Древа жизни. При этом
верхний угол в различных вариантах олицетворял собой три высшие Сфирот,
или Бину, или Даат, как отражение Бины. А нижний угол - Йесод или Йесод
вместе с Малкут. Справа размещался Хесед и Нецах, слева - Гебура и Ход,
а в центре гексаграммы - Тиферет. При этом в целом сама гексаграмма
считалась солнечным знаком, так как ее число соответствовало числу
солнечной Сфиры - Тиферет.
Шесть углов и шесть промежутков между ними позволял вписать в
гексаграмму 12 знаков Зодиака. Однако чаще всего гексаграмма
соотносилась с семью древними планетами. Возможно, одно из самых первых
планетарных изображений гексаграммы встречается на титульном листе
книги врача-алхимика Иогана Даниэля Милиуса "Opus Medico-Chymicum",
вышедшей в 1618 году во Франкфурте. Вокруг гексаграммы идут две
латинские фразы: "Тайное станет явным и наоборот" и "Вода и Огонь
искупит все". Титульный лист "Opus Medico-Chymicum"
Гексаграмма Милиуса
В XVIII веке планетарная гексаграмма является уже общепринятым
эзотерическим символом. Например, ее изображения встречаются в
известном трактате "Тайные фигуры розенкрейцеров".
Любопытно, что в том же XVIII веке гексаграмма активно
используется в масонстве. Например, она изображается как скрещение
"двух Великих Светочей" - циркуля и наугольника, которые таким образом
образуют "пламенеющую звезду". (Как "пламенеющая звезда" в масонстве
также использовалась и пентаграмма).
В Герметическом Ордене "Золотой Зари", созданном в конце XIX века,
изучение гексаграммы и связанных с ней планетарных ритуалов начиналось
со степени Младший Адепт. К тому времени член Ордена за 5-7 лет упорной
магической работы уже должен был освоить четыре первые степени,
соотносимые с четырьмя элементами: Земля, Воздух, Вода, Огонь. А также
дополнительную Степень Врат, которая соответствовали пятому элементу -
Духу. Таким образом, человек завершал этап внутренней алхимии,
необходимый для уравновешивания в себе всех сил Микрокосма и был готов
осваивать Божественный мир - Макрокосм.
В "Золотой Заре" гексаграмма использовалась двояко. Во-первых,
когда надо было очистить место перед проведением (или после проведения)
какого-либо ритуала, удалив оттуда все посторонние силы. В этом случает
вместе с ритуалом изгоняющей пентаграммы также выполнялся ритуал
изгоняющей гексаграммы. Во-вторых, гексаграмма использовалась для
призвания сил планет или Сфирот. Важно знать, что обращение к силам Сфирот требует от мага
особой осторожности и торжественности. Тем более, когда речь идет о
трех высших Сфирот (Кетер, Хокме и Бине). Для обращения к ним
используется гексаграмма Сатурна. Для Хесед - Юпитера, для Гебуры
Марса, для Тиферет - Солнца, для Нецах - Венеры, для Ход - Меркурия,
для Йесод и Малкут - Луны.
Шестиконечная звезда также хорошо известна и в восточных
традициях. Шесть углов гексаграммы также можно рассматривать как
соответствие шести слогам самой важной молитвы тибетского буддизма, Ом
Ма-ни Пад Ме Хум. В индуистской традиции два треугольника, наложенные
друг на друга противоположными вершинами, означали соединение Шивы и
Кали, порождающее и разрушающее мир. В Тантре гексаграмма - это форма
татвы Анахата-чакры (четвертой чакры, соответствующей сердцу), также ее
символическое изображение присутствует во многих янтрах.
Поэтому в современной магии углы гексаграммы соответствуют не только Сфирот, планетам и металлам, но и шести чакрам:
Форма и цвет гексаграммы
Существует четыре формы гексаграммы, образуемые соединением двух треугольников.
Гексаграмма огня представляет солнечную энергию, с которой мы можем соединиться.
Гексаграмма земли представляет сильную, подвижную и материальную солнечную энергию, которая образует материю.
Гексаграмма воздуха представляет солнечную энергию, которую мы можем усвоить и из которой можем черпать вдохновение.
Гексаграмма воды представляет солнечные ощущения, которое мы можем чувствовать.
Помимо этого существует Уникурсальная Гексаграмма, которая активно
используется в телемитской магии. Она имеет много тайных соответствий и
смыслов. Например, иногда она используется для того, чтобы выразить
превосходство Солнца и Луны над четырьмя элементами, объединенными в
Духе и исходящими из него.
Обычно гексаграммы изображаются контуром золотого цвета (Солнце),
или образуются соединением красного и синего треугольника (огонь и
вода), или же каждый угол гексаграммы окрашивается в соответствующий
планетарный цвет.
Когда пентаграмма и гексаграмма объединены, то они образуют
одинадцатиконечную звезду. Число 11 - это символ Великого Делания. "Мое
число 11, как числа всех, кто от нас", - говорит Нуит в 60-ом стихе
первой главы Книги Закона. Слово нового Эона АБРАХАДАБРА - состоит из 5
гласных и 6 согласных букв. Соединение Микрокосма и Макрокосма -
человеческого и Божественного и является высшей целью любой истинной
магии.

|