Тайны Розы и Креста
Лон Майло Дюкетт
«Не этот ли символ украшает собою грудь каждого подлинного
Брата Розы и Креста? Крепко держись за это Сокровище и дорожи им, как
самою Жизнью твоей, ибо достоинства его велики и многочисленны…» [1]
Может показаться странным, что орнаменту, который украшает
«рубашку» каждой из семидесяти восьми карт Таро, я посвятил целую
главу. Прошу вас о снисхождении и смею вас заверить (не без некоторых
оснований), что ваше терпение будет вознаграждено.
Лично меня колода Таро Тота привлекла в первую очередь именно
прекрасным символом Розы и Креста, изображенным на «рубашке».
Разработанная Фридой Харрис интерпретация этого герметического символа
— пожалуй, самый характерный опознавательный признак данной колоды.
Будучи в те времена юным энтузиастом, я изучил это изображение вплоть
до мельчайших деталей, помогая одному другу воспроизвести его в виде
витража. Даже мне, новичку, было понятно, что большие квадраты —
красный, голубой, желтый и зеленый — на четырех оконечностях креста
должны обозначать четыре масти Таро — Жезлы, Кубки, Мечи и Диски, а
двадцать два лепестка большой розы — двадцать две карты старших
арканов. Однажды после собрания ложи [2] я принялся
самодовольно делиться этими наблюдениями с другим неофитом, когда меня
вдруг громко перебил другой мой собрат, пожилой джентльмен, строго
посмотревший на меня своими серыми глазами и торжественно
провозгласивший: «Вы увидели только первые лучи!»
Я наивно рассмеялся ему в лицо — не из неуважения, а просто
потому, что он выразился настолько высокопарно, что и представить было
нельзя, что он это всерьез. Однако он даже не улыбнулся. «Идите за
мной!» — велел он. Я понял, что дело плохо. Я был в ужасе. Я вышел за
ним из храма в полной уверенности, что сейчас меня извергнут во «тьму
внешнюю». Но вместо этого он просто провел меня на полквартала вниз по
улице, туда, где стояла его машина. Я рассыпался в неловких извинениях,
но едва ли он меня слушал. Он открыл багажник и достал оттуда кожаный
чемоданчик, а из него —темно-пурпурный бархатный мешочек. Развязав
золотой шнур, стягивавший горловину, он извлек из мешочка золотую
эмблему Розы и Креста, длиной около пяти дюймов. Она была подвешена на
голубой ленте и выдержана точно в тех же пропорциях, что и крест на
рисунке леди Харрис, но гораздо более обильно снабжена всевозможными
красочными деталями. Мой старший собрат не промолвил ни слова. Он
просто поднял передо мной эту подвеску. И я стоял и смотрел, как этот
великолепный крест медленно вращается на ленте примерно в футе от моего
лица, поблескивая в лучах вечернего солнца.
Он был невыразимо прекрасен. Каждый лепесток большой розы был
покрыт яркой эмалью и помечен изящно выписанной еврейской буквой
контрастного цвета. На каждом рукаве креста помещалась цветная
пентаграмма, окруженная символами стихий — огня, воды, воздуха, земли и
духа. Три лепестка, которыми оканчивался каждый рукав, были украшены
алхимическими символами соли, ртути и серы. В центре белого квадрата,
располагавшегося прямо под большой розой, была изображена гексаграмма,
окруженная цветными символами планет.
Вне
сомнения, этот крест изготовил искусный мастер. С передней стороны
золотой цвет проглядывал только в выпуклой окантовке (вероятно, из
проволочного золота), шедшей по краю креста и вокруг каждого из
двадцати двух лепестков розы. Каждый лепесток был аккуратнейшим образом
заполнен каплей цветной эмали, напоминавшей драгоценный камень.
На обороте же эмали не было вовсе — только золото,
отполированное до зеркального блеска, и выгравированные на нем слова.
Мой уличный психопомп не дал мне возможности прочесть их [3].
Полюбовавшись секунду-другую, как я в изумлении таращу глаза, он не без
удовольствия сообщил мне: «Это Роза и Крест. Здесь — всё». После этого
он положил подвеску обратно в мешочек и закрыл багажник.
Вскоре я узнал, что такие кресты носят в качестве личных эмблем
посвященные ордена Золотой Зари, достигшие степени Младшего Адепта (той
же степени, на которой от члена ордена требуется самостоятельно
изготовить колоду карт Таро). Однако прошли еще долгие годы, прежде чем
мне открылось, что это не просто эффектное украшение и не просто
орденский знак отличия. В действительности это одновременно и дверь, и
замок, и ключ от храма западных мистерий. Этот крест и Древо Жизни (о
котором речь пойдет в следующей главе) вместе составляют оглавление
колоды Таро — в самом буквальном смысле слова.
Священная каббала
Как я уже говорил, держа в руке колоду карт Таро, мы умещаем на
своей ладони целое мироздание. Еще с тех времен, как в человеке
забрезжили первые проблески сознания, безумцы и святые искали ответы на
вопросы о том, как была сотворена вселенная, на чем она держится и
какое место в ней занимает каждый из нас. В ходе столетий исследователи
и знатоки иудейского мистицизма разработали уникальную духовную науку,
известную под названием «каббала» (Qabalah) [4].
Каббала — это не религия, не философская система и не
вероучение. Это особый образ мышления, особый взгляд на мир, удобный
метод, при помощи которого мы можем анализировать, изучать и
организовывать вселенную и самих себя. Это средство для установления
взаимосвязей всего на свете со всем на свете. Основные рабочие
инструменты этой удивительной науки — числа, и некоторые из важнейших
чисел каббалистической космологии — это как раз те числа, на которых
основана система Таро.
«О нет! — так и слышу я возглас читателя. — Только не
математика! Вы же обещали: больше никакой математики!». Не пугайтесь.
Хотя Кроули и утверждал, что Таро «задумывалось как прикладной
инструмент для каббалистических расчетов и для прорицания» [5],
хотя он и потратил сорок восемь страниц части I своей «Книги Тота» на
то, чтобы убедить нас, как важна каббала для правильного понимания
Таро, я не заставлю вас погрузиться с головой в каббалистические воды.
Однако замочить ножки все же придется, потому что без понимания
некоторых основополагающих каббалистических идей в связи с Таро мы не
сможем даже подступиться к изучению «Таро Тота» Алистера Кроули. А
потому надевайте ермолку и запасайтесь чашечкой кофе. Вас ждет поистине
удивительная история, а Роза и Крест помогут мне ее поведать.
Начнем с самой сердцевины — да-да, именно! С самого центра вселенной, в самом буквальном смысле.
Точка
На рисунке Фриды Харрис почти невозможно различить микроскопическую
белую точку в сердцевине крошечной розы, в самом центре рисунка. (Если
ее там нет, это не значит, что ее там быть не должно!) Эта белая точка
символизирует сияющую точку чистого бытия, не имеющую ни размеров, ни
(пока что) определенного местоположения. В сущности, это даже и не
точка, а просто состояние бесконечных потенциальных возможностей. Это
семя творения, предшествующее самому началу всего сущего. Как мы вскоре
увидим, эта точка есть некий непостижимый гвоздь, которым маленькая
роза крепится к маленькому кресту, а маленький крест, в свою очередь, —
к большому кресту и розе.
Откуда взялась эта точка — величайшая тайна, и в своих попытках
постичь и объяснить ее каббалисты подчас воспаряли на
головокружительные высоты упомпостроений и умозаключений. В одной из
наиболее распространенных теорий говорится о трех непостижимых
качествах небытия, которые на заре творения неким образом
сосредоточились (или сгустились) в одной точке. Эти три завесы
именуются Айн, Айн Соф и Айн Соф Аур.
Айн — Ничто, причем настолько совершенное, что оно
включает в себя даже отрицание самой идеи «ничто как отсутствия чего бы
то ни было». (Иными словами, мы не вправе даже сказать о нем «это есть
ничто», потому что в этой разновидности ничто нет никакого «это» и нет
никакого «есть»).
Айн Соф — Бесконечное Ничто («ничто», получившее определение). Здесь появляется «это» из выражения «это есть ничто».
Айн Соф Аур — Бесконечный Свет (позитивная пустота). Теперь из фразы «это есть ничто» уже имеются и «это», и «есть».
Не бойтесь, я не потащу вас глубже в эти мистические дебри. Я
вообще упомянул об этом лишь потому, что, как мы вскоре увидим, в Таро
есть одна карта — а именно, Дурак, — которая имеет прямое отношение к
этому, или этим, загадочным (не)состояниям небытия. И встретиться с
Дураком нам предстоит достаточно скоро. Но покамест давайте вернемся к
исходной «точке».
Разумеется, уловить истинную природу этой предсущей точки
невозможно, однако это и есть природа и сущность абсолютного божества.
И это же — природа и сущность вашего собственного сокровенного «я» —
того истинного «я», которое обитает в самом средоточии всех тех вещей,
которые вы по ошибке принимаете за себя. Если вы по-настоящему
постигнете природу этой точки, то постигнете и свою собственную
природу, и природу божества.
Художник или фотограф сказал бы, что вся громоздкая и сложная
структура Розы и Креста разворачивается вовне из этой центральной
точки. Кинооператор, пытающийся проиллюстрировать подобную концепцию,
вероятно, начал бы с крупного плана этой самой точки, а затем
постепенно отодвигал бы камеру все дальше и дальше, демонстрируя
последовательное развитие различных частей Креста. Но мы поступим
иначе.
Чтобы по-настоящему разглядеть и понять суть этой грандиозной
структуры, мы с вами должны проникнуть внутрь ее центральной точки. Мы
должны, напротив, придвигать кинокамеру своего воображения все ближе и
ближе, пока окружность этой точки не останется за кадром и мы не
погрузимся сквозь белое ничто в самое средоточие этого семени творения.
Кубический камень
И когда дымка небытия перед нашими глазами наконец рассеется,
мы предстанем перед образом куба, словно бы вытесанного из простого
белого камня. В древности эта предсущая точка символически
представлялась именно как белый кубический камень, в котором заключены
все потенциальные возможности творения. Задумавшись на мгновение о том,
как этот куб устроен, мы тотчас же столкнемся с первой великой тайной
каббалы и с ответом на вопрос «Почему в Таро — именно двадцать два
старших аркана?»
Во-первых, для того чтобы
превратиться в куб, точка должна растянуться в трех измерениях:
вверх-вниз, налево-направо и вперед-назад.
Эти
три измерения порождают семь местоположений (центр и шесть сторон), а
они, в свою очередь, дают начало еще двенадцати понятиям — ребрам куба.
3 + 7 + 12 = 22. Каббалистическое предание [6]
повествует о том, что именно таким образом божество сотворило двадцать
две буквы священного еврейского алфавита, при помощи которых затем были
произнесены слова, повелевшие быть всему сущему. Буквы еврейского
алфавита подразделяются на три «материнских» (соответствующих трем
основным стихиям), семь «двойных» (соответствующих семи планетам
древних) и двенадцать «простых» (соответствующих двенадцати знакам
зодиака).
Таблица 1 Классы букв еврейского алфавита со стихийными, планетарными и зодиакальными соответствиями
Три материнские буквы | Семь двойных букв | Двенадцать простых букв | Алеф, Воздух | Бет, Меркурий | Хе, Овен | Мем, Вода | Гимел, Луна | Вав, Телец | Шин, Огонь | Далет, Венера | Зайин, Близнецы | | Каф, Юпитер | Хет, Рак | | Пе, Марс | Тет, Лев | | Реш, Солнце | Йод, Дева | | Тав, Сатурн | Ламед, Весы | | | Нун, Скорпион | | | Самех, Стрелец | | | Айин, Козерог | | | Цадди, Водолей | | | Коф, Рыбы |
До
тех пор, пока куб остается замкнутым, творение ждет своего часа, и эти
двадцать две магические буквы — эти измерения, местоположения и понятия
— пребывают в состоянии потенциальности. Они подобны невидимому семени
внутри желудя, набухающему потенциалом вечности, которую могут некогда
воплотить в себе бесчисленные поколения будущих дубов. И для того,
чтобы положить начало творению, этот замкнутый куб должен принести себя
в жертву на кресте, лопнув и раскрывшись, будто зерно воздушной
кукурузы подлинно космических масштабов.
Развертка куба - золотой крест
Как
только наш белый куб, этот живой камень, раскрывается и превращается в
золотой крест, состоящий из шести квадратов, начинается творение: мир
переходит от потенциального к актуальному. И, развернувшись, он являет
взору свое тайное сокровище — розу о пяти лепестках.
Роза о пяти лепестках
С
незапамятных времен число 5 служило символом микрокосма, малого
человеческого мира (пять пальцев; пять чувств; голова, две руки и две
ноги, и так далее), а число 6 — символом макрокосма, великого
божественного мира [7]. На языке образов утверждение, что роза,
состоящая из пяти элементов, распята на кресте, состоящем из шести
элементов, означает, что мы, люди, неразрывно связаны с большим миром,
с большей реальностью божества. Что наверху, то и внизу; микрокосм —
идеальное отражение макрокосма; Адам был сотворен по образу Божьему, и
так далее.
«Но если мы — столь совершенные подобия такого
совершенства, то почему же мир кажется настолько несовершенным?» —
спросите вы. Откуда в таком случае взялись страдания и смерть? Откуда
взялись войны? Откуда взялись блохи и «черные вдовы»? Откуда, черт
побери, взялся повышенный уровень холестерина? Ответ прост, но
большинство из нас пока еще не готовы принять его.
Каждый из нас
уже, прямо здесь, прямо сейчас, — идеально точное отражение
совершенного божества. Проблема лишь в том, что мы понятия не имеем,
кто мы такие и что собой представляем. То, что мы по ошибке принимаем
за себя, — то существо, которое смеется и плачет, спотыкается и падает,
влюбляется, побеждает и проигрывает, живет и умирает, — это вовсе не
мы. Мы — это нечто совсем иное и куда более чудесное, чем мы в
состоянии вообразить.
Обнаружить, что роза нашей человеческой
пятерицы неразрывно связана с крестом божественной шестерицы, — это
первая задача всякого искателя духовной истины. Следующая же (и
последняя) задача заключается в том, чтобы полностью отождествиться со
своим сокровенным «я» и по-настоящему осознать, что в действительности
мы — не пять, и не шесть, а большое-пребольшое, прекрасное и
удивительное одиннадцать. Собственно, работу над этой задачей и
называют, за неимением лучшего термина, «великим деланием».
Роза и Крест Бытия
Малые
роза и крест в центре всей структуры — это наивысший символ тайны бытия
и общий знаменатель между миром розы и миром креста — между каждым из
нас и нашим огромным, всеобъемлющим подобием. И это же — единая сияющая
точка чистого бытия, лучи которой расходятся из центра розы,
совпадающего с центром креста.
Раскрывшись и породив то, что я
впредь буду называть Розой и Крестом Бытия, предсущий кубический камень
полагает начало неотвратимо развивающейся цепи событий. Бытию теперь
нужно место, чтобы развернуться во всей своей полноте. Поэтому
следующими звеньями в цепи творения становятся местоположение,
измерение, время и пространство. Из-под розы устремляются в четырех
направлениях четыре шипа, словно говорящие бытию: «Теперь, когда ты
есть, вот тебе место, которое ты можешь занять».
Роза и Крест Бытия
Двадцать два старших аркана
Так
малые Роза и Крест Бытия получают возможность породить бoльшую (в
сугубо графическом смысле) Розу. Качества, обозначенные числами три,
семь и двенадцать, остававшиеся до сих пор потенциальными, при этом
актуализируются, и двадцать два старших аркана появляются на свет,
разворачиваясь в три этапа двадцатью двумя лепестками великой Розы
Проявления.
Первыми расцветают три основных цвета — желтый,
голубой и красный, соответствующие Дураку, Повешенному и Эону. Эти три
аркана символизируют силы и качества трех материнских букв еврейского
алфавита и трех первозданных стихий: воздуха, воды и огня [8].
Три лепестка стихийных старших арканов Fool — Дурак Hanged Man — Повешенный Aeon — Эон
Вслед
за ними расцветают семь цветов радуги, среди которых есть и основные, и
дополнительные: алый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и
фиолетовый — Башня, Солнце, Маг, Императрица, Верховная Жрица,
Вселенная и Колесо Фортуны. Эти семь старших арканов олицетворяют силы
и качества семи двойных букв еврейского алфавита и семи планет древних:
Марса, Солнца, Меркурия, Венеры, Луны, Сатурна и Юпитера.
Семь лепестков планетарных старших арканов Tower — Башня Sun — Солнце Magus — Маг, Empress — Императрица High Priestess — Верховная Жрица Universe — Вселенная Fortune — Колесо Фортуны
И
в заключение вспыхивают фейерверком основных, дополнительных и
промежуточных цветов (алый, оранжево-красный, оранжевый, янтарный,
желтовато-зеленый, изумрудно-зеленый, зеленовато-желтый,
зеленовато-голубой, голубой, индиго, фиолетовый и малиновый
ультрафиолетовый) Император, Иерофант, Влюбленные, Колесница,
Вожделение, Отшельник, Исправление, Смерть, Искусство, Дьявол, Звезда и
Луна. Эти арканы олицетворяют силы и качества двенадцати простых букв
еврейского алфавита и двенадцати знаков зодиака: Овна, Тельца,
Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога,
Водолея и Рыб.
Двенадцать лепестков зодиакальных старших арканов Emperor — Император Hierophant — Иерофант Lovers — Влюбленные Chariot — Колесница Lust — Вожделение Hermit — Отшельник Adjustment — Исправление Death — Смерть Art — Искусство Devil — Дьявол Star — Звезда Moon — ЛунаРоза и Крест Проявления
Повинуясь
импульсу творения, заданному малыми Розой и Крестом Бытия, большая роза
также оказывается распятой на большой развертке куба. Для удобства я
буду называть эту более крупную фигуру Розой и Крестом Проявления,
поскольку в ней раскрываются тайны проявленной вселенной — принципов,
энергий и сил (представленных большой 22-лепестковой розой и старшими
арканами Таро), распятых на кресте времени, пространства и материи.
Тайны эти, как мы вскоре увидим, заключены в Тузах, придворных картах и
числовых картах четырех мастей Таро.
Роза и Крест Проявления
Йод-Хе-Вав-Хе и четыре масти
Древнееврейские
мистики пришли к выводу, что размышлять о качествах всевышнего (и иметь
с ними дело) гораздо проще, если условно разделить его (и,
соответственно, все сущее во вселенной, включая и нас с вами) на четыре
части. Для этого они выработали концепцию единого Бога, проявляющего
свое всемогущество четверояким образом. Этому единому Богу они дали
имя, состоящее из четырех букв — еврейские буквы Йод, Хе, Вав, Хе,
английские — YHVH, обычно произносится как «Яхве».
Йод-Хе-Вав-Хе
— это «Бог» сотворенного мира в самом буквальном смысле слова. В конце
концов, сотворенный мир — это всего лишь то, что мы, земные люди, с
нашими ограниченными возможностями восприятия, признаем за реальность
окружающей нас вселенной. Однако большинство читателей этой книги,
скорее всего, догадываются, что абсолютная реальность — это нечто
большее, нежели то, что доступно нашим органам чувств. А из этого
следует, что помимо сил и качеств, присущих Богу сотворенного мира, —
вне этих сил и качеств, за ними и под ними, — скрывается реальность
несравненно более великая.
Такому Богу-творцу, который считает
себя Богом, но при этом слишком эгоцентричен, чтобы осознать, что и он,
в свою очередь, был сотворен чем-то или кем-то большим, древние греки
дали особое название. Они назвали его «демиургом». Зевс был демиургом.
Одно из имен Зевса — Jove — в записи еврейскими буквами приобретает
опасное сходство с Яхве. Поскольку демиург точно не знает, откуда он
взялся, то, естественно, он испытывает некоторую неуверенность в себе.
С него, пожалуй, станется даже провозгласить себя «богом ревнителем» и
запретить своим последователям поклоняться другим божествам-конкурентам
[9]. Гм-м-м! Впрочем, я немного отвлекся.
По
формуле Йод-Хе-Вав-Хе макрокосм подразделяется на четыре мира. В
порядке следования сверху вниз это миры Ацилут (архетипический мир, мир
прообразов, среда, в которой пребывает сознание верховного божества),
Брия (мир творения, мир великих архангельских сил), Йецира (мир
формирования, мир ангельских сил, исполняющих конкретные поручения
своих начальников-архангелов) и Асия (материальный мир).
По той
же формуле Йод-Хе-Вав-Хе на четыре уровня подразделяется микрокосм (и
человеческая душа). В порядке следования сверх вниз эти уровни таковы:
Хия (жизненная сила), Нешама (божественная душа-интуиция), Руах (разум)
и Нефеш (животная душа).
И, наконец, все эти четырехчастные
схемы можно метафорически выразить как четыре стихии, или
первоэлемента, — огонь, воду, воздух и землю, которые в Таро
представлены четырьмя мастями — Жезлами, Кубками, Мечами и Дисками.
Химические
элементы, эти строительные кирпичики материи, не имеют к упомянутым
первоэлементам никакого отношения. Говоря о первоэлементах, или
стихиях, мы просто разделяем все сущее во вселенной на четыре
чрезвычайно широкие категории — сугубо в классификационных целях. Все,
что существует в достаточной мере, чтобы считаться «чем-то», является
по своей природе либо огненным, либо водным, либо воздушным, либо
земным и попадает в одну из четырех категорий, представленных буквами
имени Йод-Хе-Вав-Хе и четырьмя мастями Таро.
|