Ответ: Они могут видеть это,
поскольку вы постоянно окружены ими; но все же каждый видит лишь то, на
что он обращает внимание; ибо что до тех вещей, коие ему безразличны,
то он о них не заботится.
Могут ли духи знать наши самые заветные мысли?
Ответ: Нередко они знают и то, что вам бы хотелось скрыть от самих себя; ни поступки, ни мысли не могут быть от них сокрыты.
Дополнительный вопрос: Получается, что легче утаить что-либо от человека, пока он жив, и уж совсем невозможно сделать это, после того как он умер?
Ответ:
Именно так, и когда вы полагаете, будто вы надежно укрыты от
посторонних глаз, то в эту-то самую минуту вы довольно часто
оказываетесь в окружении толпы духов, кои на вас смотрят.
Что думают о нас духи, окружающие нас и на нас смотрящие?
Ответ: Всякое бывает. Озорным духам
весело, когда они устраивают вам мелкие проделки, в особенности если вы
теряете из-за этого терпение. Духи же серьезные жалеют вас в ваших
невзгодах и стараются помочь вам.
Влияют ли духи на наши мысли и действия?
Ответ: В этом отношении влияние их более велико, чем вы полагаете, ибо весьма часто именно они направляют вас.
Есть ли у нас мысли, которые свойственны нам и те, что нам
внушены?
Ответ: Ваша душа есть дух, коий
мыслит, вам известно, что по одному и тому же предмету вам приходит в
голову несколько мыслей, зачастую друг другу противоречащих; так вот,
среди них всегда есть те, что идут от вас и те, что приходят от нас. И
в неуверенность вас приводит то, что в вас находятся две идеи,
сражающиеся одна с другой.
Как отличать мысли, присущие нам, от тех, что нам внушены?
Ответ: Когда мысль вам внушается,
то вам как бы говорит некий голос. Собственные мысли - это, как
правило, мысли первого побуждения. Впрочем, для вас нет большого толку
в этом различении, и зачастую вам полезно и не знать этого вовсе,
человек поступает тогда с большей свободой; если ом определяется в
сторону добра, то делает он это тогда с большей охотой; если же он
избирает дурной путь, то тогда и ответственность его за это становится
больше.
Почему у человека инстинктивный ужас перед небытием?
Ответ: Потому что небытия нет.
Какое чувство преобладает у большинства людей в миг смерти,
сомнение ли это, боязнь или надежда?
Ответ: Сомнение у закоренелых скептиков, боязни у виновных, надежда у людей добра.
Имеют ли муки и услады души после смерти в себе нечто
материальное?
Ответ: Оне не могут быть
материальны, поскольку душа не есть материя: сам здравый смысл говорит
вам это. Эти муки и услады не имеют в себе ничего плотского, и все же
они в тысячу раз живее тех, какие вы ощущаете на земле, поскольку дух,
раз освободившись из материи, делается гораздо более впечатлителен.
Материя более не притупляет его ощущения.
Отчего человек зачастую составляет себе о страданиях и
наслаждениях будущей жизни понятия столь грубые и глупые?
Ответ: Ум еще весьма слабо развит.
Разве ребенок понимает так же, как взрослый? Впрочем, это зависит еще и
от того, чему его научили - здесь-то и имеется наибольшая нужда в
реформе. Язык ваш слишком неполон, чтобы выразить то, что находится вне
вас, тогда-то и понадобились сравнения, а вы эти образы и фигуры
приняли за реальность; но по мере того как человек просвещается, мысль
его понимает вещи, какие язык его не может выразить.
В чем заключается счастье добрых духов?
Ответ: Знать все и вся; не иметь ни
ненависти, ни ревности, ни зависти, ни тщеславия, ни какой другой
страсти, составляющей несчастье людей. Любовь, соединяющая их, для них
источник высшего блаженства. Они не испытывают ни потребностей, ни
страданий, ни терзаний материальной жизни; они счастливы тем, что
творят добро. В общем же счастье духов всегда соразмерно степени их
продвинутости. Правда, одни лишь чистые духи наслаждаются высшим
блаженством, но ведь и все прочие отнюдь не несчастны. Между теми, что
дурны, и теми, что совершенны, есть бесконечное множество степеней, в
которых радости и наслаждения соответствуют состоянию их
нравственности. Те, которые достаточно продвинуты, понимают счастье
идущих впереди них, они стремятся к нему, но для них это предмет
соревнования, а не зависти. Они знают то, что лишь от них самих зависит
достичь этого, и трудятся ради этой цели со спокойствием чистой
совести, и они счастливы, что им не надо претерпевать страдания, коим
подвергают себе те, кто плохи.
Что следует разуметь, когда говорят, что чистые духи
соединены в лоне Божьем и занимаются тем, что поют Ему хвалы?
Ответ: Это аллегория,
обрисовывающая их разумение совершенств Господних, поскольку они видят
Его и Его понимают. Но эту аллегорию, как и множество прочих, ни в коем
случае не следует понимать буквально. Все в природе начиная от
песчинки, от атома славит, поет, т. е. выражает собой всемогущество,
мудрость и доброту Господню. Ноне вздумай верить, будто сонмы блаженных
духов пребывают вечность в созерцании. Такое счастье было бы глупо и
однообразно; помимо того, оно было бы эгоистично, поскольку их
существование оказалось бы бесконечной бесполезностью. У них нет больше
терзаний, сопровождающих существование в теле - а уже только одно это
наслаждение. И затем, как мы уже говорили, они знают и понимают все и
вся. Они применяют ум, ими наработанный, на то, чтоб помочь прогрессу
других духов - это и есть род деятельности, коему они отдаются, и он в
то же время - источник духовных удовольствий.
В чем заключаются страдания низших духов?
Ответ: Они так же разнообразны, как
и причины, их произведшие, и соразмерны степени несовершенства духов,
как их наслаждения соразмерны степени их совершенства. Страдания их
можно свести к следующему: завидовать во всем, чего не достает им
самим, чтоб быть счастливыми, и не мочь достичь этого; видеть счастье и
не мочь его добиться; сожаление, зависть, ярость, отчаянье в отношении
того, что не дает им быть счастливыми; угрызения совести, невыразимая
моральная напряженность. У них вожделение всех наслаждений и
невозможность их удовлетворить. и это составляет их главную муку.
Влияние, которое духи оказывают друг на друга, всегда ли оно
положительно?
Ответ: Всегда хорошо со стороны
духов добрых, это ясно само собой; но духи порочные стремятся своротить
с пути добра и раскаяния тех, кто, как они считают, подвержены их
влиянию и кого они часто влекли ко злу при жизни.
Дополнительный вопрос: Таким образом, смерть не освобождает нас от искушения?
Ответ:
Нет, не освобождает, но все же влияние злых духов на прочих духов
значительно меньше, чем на людей, потому что на духов не оказывают
влияние материальные страсти.
Как злым духам все-таки удается вводить прочих духов в
искушение, если страсти последних не оказывают тем в этом поддержки?
Ответ: Если страсти и не существуют
материально, у духов отсталых оне все-таки еще существуют в их мысли; и
злые в них эти мысли поддерживают, завлекая свои жертвы в те места, где
оне могут увидеть бушеванье этих страстей и все то, что может возбудить
их.
Дополнительный вопрос: Но к чему эти страсти, если оне не имеют под собой реальной почвы?
Ответ:
Именно в этом их наказание, мука, казнь, если угодно: скупец зрит
золото, коим он не может обладать; распутник - оргии, в коих он не
может принять участия; честолюбец - почести, которых он желает и
которыми не может насладиться.
Каковы самые большие страдания, которые могут претерпевать
злые духи?
Ответ: Нет возможности дать описание некоторым нравственным мукам, коие являются наказанием за
некоторые преступления; даже тому, кто терпит их, было бы
затруднительно дать вам о них понятие; но, бесспорно, самая страшная из
них заключается в мысли о том, что он осужден безвозвратно и что претерпевающие им будет длиться вечно.
Понимают ли низшие духи счастье праведного?
Ответ: Да, и это также составляет
их муку; ибо они понимают, что лишены его по собственной вине. Вот
почему дух, освобожденный от материи, стремится к новому физическому
воплощению, ведь каждое новое существование может сократить для него
длительность этой пытки, если только существование это хорошо
употреблено. Тогда именно он и производит выбор испытаний, пройдя через
которые он сможет искупить свои ошибки; ибо, знайте это, дух страждет
от всего зла, им содеянного или добровольной причиной коего он
оказался, ото всякого добра, какое он мог сделать и не сделал, и от
всего зла, какое вызвано добром, не сделанным им. Со зренья духа снят
покров иллюзии; он как бы вышел из тумана, застилавшего вежды, и ясно
видит все, что стоит между ним и его счастьем; и тогда он страдает еще
более, ибо ему понятно теперь, сколь велика была его вина. Для него
иллюзия развеялась: он видит ТО, ЧТО ЕСТЬ.
Поскольку духи не могут скрыть друг от друга своих мыслей и
поскольку все поступки их оказываются известны, то из этого вроде бы
получается, что виновник находится в постоянном присутствии своей жертвы?
Ответ: Это и не может быть иначе, сам здравый смысл говорит об этом.
Дополнительный вопрос:
Это разоблачение всех наших предосудительных поступков и постоянное
присутствие тех, кто были их жертвами, не будет ли наказанием для
виновника?
Ответ: И большим, чем
думают, но только до тех пор, пока он не искупит своих ошибок, либо как
дух, либо как человек в новых телесных воплощениях.
Есть ли для будущего состояния духа какое-то различие между
тем, кто при жизни боялся смерти, и тем, кто взирал на нее, безразлично и даже
с радостью?
Ответ: Различие может быть очень
велико. Однако зачастую оно стирается из-за причин, вызывающих эту
боязнь или эту радость. Пусть смерти боятся или желают ее, можно при
этом быть движимыми чувствами самыми разными, а именно эти чувства и
влияют на будущее состояние духа. Ясно, например, что у того, кто
желает смерти единственно потому, что он видит в ней конец своим
треволнениям, это желание представляет собой своего рода ропот на
Провидение и на испытания, коим он должен подвергнуться.
Необходимо ли исповедовать спиритизм и верить в проявления
духов, чтобы обеспечить себе лучшую участь в будущей жизни?
Ответ: Если б это было так, то,
значит, все те, кто в это не верят или кто не могли получить в этой
области необходимых знаний, оказались бы обделенными, что было б
абсурдно. Только добро обеспечивает лучшую участь в грядущем; а добро,
оно всегда добро, каков бы ни был путь, к нему ведущий.
Жизненные беды и неурядицы, всегда ли они наказание нынешних
ошибок?
Ответ: Нет, мы уже сказали: это
испытания, определенные Богом, либо выбранные вами самими, когда вы
были духами перед нынешним вашим воплощением, чтоб искупить ошибки,
совершенные вами в другом существовании; ибо никогда нарушение законов
Божиих, и в особенности закона, справедливости, не остается
безнаказанным. Если это произойдет не в этой жизни, так в другой; это
совершенно необходимо. Вот почему тот. кто справедлив на ваш взгляд,
зачастую получает удары из своего прошлого.
Воплощение души в миру менее грубом является ли возмещением?
Ответ: Это следствие ее очищения;
ибо по мере того как духи очищаются они воплощаются в мирах все более
совершенных, покуда не сбросят с себя всякую материю и не отмоются от
всех ее нечистот, дабы вечно наслаждаться блаженством чистых духов на
лоне Божьем. В тех мирах, в которых существование менее материально,
нежели здесь, нужды менее грубы и все физические страдания не так живы.
Люди больше не знают злых страстей в мирах низших, делающих их врагами
друг друга. Не имея никакого повода для ненависти или ревностк, они
живут друг с другом в мире, ибо они следуют закону справедливости,
любви и милосердия. Они совершенно не знают мук и забот, порождаемых
завистью, гордынею и эгоизмом и составляющих пытку земного
существования.
Дух, продвинувшийся в земном своем существовании, может ли
он иногда воплотиться вновь в том же мире?
Ответ: Да, если он не смог
исполнить своей жизненной задачи, и тогда он сам может испросить
возможности довершить ее в новом существовании; но тогда для него это
уже более не искупление.
Что происходит с человеком, который хотя и не делает зла, не
делает ничего и для того, чтобы освободиться от влияния материи?
Ответ: Поскольку он не делает ни
одного шага к совершенству, то он должен заново начать такое
существование, характер которого не отличается от существования, им
оставленного. Он стоит на месте и, таким образом, он может продлять
страдания своего искупления.
Есть люди, жизнь которых протекает в полнейшем спокойствии,
которые, не имея нужды ничего делать сами, лишены всяких забот. Счастливое это
существование, есть ли оно свидетельство тому, что им не надо ничего искупать в
прошлом своем существовании?
Ответ: Много ли ты об этом знаешь?
Если ты думаешь, что да, то ошибаешься. Очень часто спокойствие лишь
видимость. Они могли сами выбрать себе это существование, но, завершив
его, они вдруг видят, что оно ни в коей мере не содействовало их
прогрессу, и тогда подобно лентяю они сожалеют о потерянном времени.
Знайте же, что ум может получать знания и развиваться, лишь упражняясь,
и если он засыпает в беззаботности и бездействии, то он не
продвигается. 0н походит на того, кому нужно (в согласии с вашими
обычаями) работать, а он идет вместо этого прогуляться или поспать,
потому что у него нет охоты что-то делать. Знайте также, что каждый
даст отчет в добровольной бесполезности своей жизни, и что
бесполезность эта всегда роковым образом сказывается на грядущем
счастье. Сумма будущего счастья соразмерна сумме сделанного добра;
сумма зла, соответственно, соразмерна сделанному злу и количеству
обездоленных им.
Есть люди, которые, не будучи собственно злыми, делают
несчастными всех, кто их окружает, в силу своего характера; каково для них
последствие этого?
Ответ: Определенно, люди эти не
добры, и искупление их будет в том, что они постоянно будут видеть тех,
кого сделали несчастными, и чувствовать в том для себя упрек. Далее, в
следующем существовании, они претерпят все, что заставляли претерпевать
других, искупление и раскаяние.
Раскаянье имеет место в состоянии физическом, или духовном?
Ответ: В духовном; но может также иметь место и в физическом состоянии, когда вы хорошо понимаете разницу между добром и злом.
Дополнительный вопрос: Каково последствие раскаянья в духовном состоянии?
Ответ:
Желание воплотиться вновь, чтобы очиститься. Дух понимает
несовершенства, препятствующие ему быть счастливым, и поэтому он
стремится к новому существованию, где сможет искупить свои ошибки.
Каково последствие раскаяния в физическом состоянии?
Ответ: Идти вперед еще с этой
жизни, если есть время исправить свои ошибки. Когда совесть делает
упрек и указывает на какое-то несовершенство, всегда можно исправиться.
Порочный человек, не признавший своих ошибок при жизни,
всегда ли признает он их после своей смерти?
Ответ: Да, он всегда их признает, и
тогда он страдает сильнее, ибо ОН ОЩУЩАЕТ ВСЕ ЗЛО ИМ СОДЕЛАННОЕ, или
то, добровольной причиной которого он был. Однако раскаянье не всегда
наступает незамедлительно; есть духи, упорствующие на стезе зла,
несмотря на свои страдания. Но рано или поздно они признают, что шли
неверным путем и наступит раскаянье. Над тем, чтоб просветить их и
трудятся благие духи, а также можете трудиться и вы сами.
Поскольку духи видят зло, проистекающее для них от их
несовершенства, то как происходит то, что среди них есть такие, которые
ухудшают свое положение и удлиняют свое нахождение низшем состоянии тем, что
творят зло уже будучи духами и совращают людей с верного пути?
Ответ: Так поступают те, к кому раскаяние приходит позднее. Дух раскаявшийся может впоследствии другим,
еще более отсталым духам дать вновь увлечь себя на путь зла.
Искупление совершается при жизни в теле или же в состоянии
духа?
Ответ: Искупление совершается в
воплощенном состоянии через испытания, которым дух подвергается, и в
жизни развоплощенной через нравственные страдания, обусловленные
состоянием несовершенства самого духа.
Искреннее прижизненное раскаянье, достаточно ли его для
того, чтобы стереть ошибки и позволить обрести милость Божию?
Ответ: Раскаянье помогает улучшению самого духа, но прошлое должно быть искуплено.
Дополнительный вопрос:
Если бы в согласии с этим какой-либо преступник сказал, что раз ему все
равно придется искупать свое прошлое, то ему и нет нужды раскаиваться,
так как бы это отразилось на нем?
Ответ: Если он будет упорствовать в злых мыслях, искупление его будет лишь дольше и мучительнее.
Можем ли мы и при этой жизни искупить свои ошибки?
Ответ: Да,
можете, если их
исправите. Но не надейтесь искупать их с помощью каких-то детских
лишений, либо возвращая после своей смерти, когда вам уже ничего не
будет нужно. Господь не придает никакого значения бесплодному
раскаянию, которое всегда легко и сводится лишь к тому, чтобы бить себя
в грудь. Лишиться мизинца, оказывая помощь другому, это стирает больше
ошибок, чем пытка власяницей, претерпеваемая годами и имеющая
единственной целью самого себя. Зло исправляется только добром, и
исправление не имеет никакой заслуги, если оно не затрагивает человека
НИ В ЕГО ГОРДЫНИ, НИ В ЕГО МАТЕРИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ. Какова его заслуга,
если неправедно приобретенное он вернет лишь после смерти, то есть
тогда, когда оно станет ему бесполезным, и посла того, как он его
использовал? Это ли можно считать искуплением? Какова его заслуга, если
он откажет себе в каких-то пустячных удовольствиях и некоторых
излишествах, если обида, нанесенная им другому, остается там же?
Какова, наконец, заслуга его смирения перед Богом, если он сохраняет
свою спесь перед людьми?
Что должен делать тот, кто на пороге смерти признает свои
ошибки, но не имеет времени их исправить? Достаточно ли раскаяния в этом
случае?
Ответ: Раскаяние ускоряет его реабилитацию, но оно не освобождает от грехов. Разве не открыто перед ним всегда бесконечное будущее?
На чем основывается продолжительность страданий виновного?
Ответ: На времени, необходимом для
его улучшения. Поскольку и состояние страдания, и состояние счастья
соразмерны степени очищенности духа, то и продолжительность и характер
его страданий зависят от времени, которое ему нужно на то, чтоб
улучшиться. По мере того как он прогрессирует и чувства его очищаются,
страдания его уменьшаются и характер их изменяется.
Для страждущего духа представляется ли время идущим с той же
или большей скоростью, чем при жизни здесь?
Ответ: Скорее ему кажется, что оно
идет медленнее, так как сон для него не существует. Лишь для духов,
достигших определенной степени очищения, время, так сказать, стирается
пред бесконечностью.
Понимают ли низшие духи счастье праведного?
Ответ: Вероятно, если бы он был
вечно зол, т. е. если бы он никогда не должен был ни раскаяться, ни
улучшиться, то он страдал бы вечно. Но Господь не создал существ,
которые бы навечно были погружены во зло. Он создал их только простыми
и невежественными, и все они должны прогрессировать за время более или
менее долгое в зависимости от своего желания. Это желание может прийти
раньше или позже, подобно тому как у детей способности проявляются
раньше или позже, но оно рано или поздно возникает у духа через саму
неодолимую потребность, которую он начинает испытывать, чтобы выйти из
своего состояния неразвитости и стать счастливым. Таким образом, закон,
управляющий продолжительностью мук, в высшей степени мудр и
благожелателен, поскольку он подчиняет эту продолжительность усилиям
самого духа; он ни в коем случае не лишает человека свободы выбора; и
если он делает плохой выбор, то испытывает на себе последствия этого.
Всегда ли продолжительность мук зависит от воли самого духа
и не бывает ли таких, которые бы устанавливались ему на определенное время?
Ответ: Да, муки могут быть ему
определены на известное время, но Бог, желающий лишь добра Своим
созданиям, всегда принимает во внимание раскаянье и желание
самоулучшения никогда не бывает бесплодным.
Существует ли некое ограниченное место, определенное для мук
или радостей духов, в зависимости от их заслуг и достоинств?
Ответ: Муки и радости неотделимы от
степени совершенства духов. Каждый в самом себе имеет источник
собственного счастья или несчастья. И поскольку духи вездесущи, то
никакое ограниченное или замкнутое пространство не предназначено для
этого более другого. Что касается духов воплощенных, то они в большей
или меньшей мере счастливы и несчастны в зависимости от большей или
меньшей развитости мира, в коем они живут.
Дополнительный вопрос: Из этого следует, что ад и рай не существуют в том виде, в каком их себе представляет человек?
Ответ:
Это лишь образы, аллегории: повсюду есть духи счастливые и несчастные.
Однако, как мы уже также сказали, духи одного ранга собираются вместе в
силу взаимной симпатии; но собраться там, где им хочется, они могут
только когда они совершенны.
Что должно понимать под "чистилищем"?
Ответ: Физические и нравственные
боли; это время искупления. Ваше чистилище вы почти всегда проходите на
Земле, именно здесь Бог заставляет вас искупать свои ошибки.
Что следует понимать под "страждущей душой"?
Ответ: Душу скитающуюся и
страдающую, неуверенную в своем будущем и которой вы можете доставить
облегчение, о коем она часто и просит, вступая с вами в общение.
В каком смысле следует понимать слово "небо"?
Ответ: Уж не думаешь ли ты, что это
будет какое-то место, наподобие Елисеевых полей у древних, где все
добрые духи свалены в кучу и где у них нет иной заботы, как только
целую вечность вкушать бездеятельное блаженство? Нет, это весь Космос,
это планеты, звезды и все высшие миры, где духи обладают полнотой своих
способностей, не испытывая тягот материальной жизни, ни томлений,
присущих состоянию неразвитости.
Духи говорили, что они обитают на четвертом, пятом и так
далее небе? Что они имели под этим в виду?
Ответ: Вы спрашиваете у них, на
каком небе они обитают, потому что по вашему понятию существует
несколько небес, поставленных друг над другом наподобие этажей дома. И
тогда они отвечают вам на вашем же языке. Но для них слова "четвертое",
"пятое" небо выражают различные степени очищенности, и следовательно,
счастья. Это совершенно так же, как когда у духа спрашивают, находится
ли он в аду. Если он несчастен, он скажет "да", потому как для него
"ад" есть синоним страдания; но он при этом вполне хорошо знает, что
это не огненная печь. Язычник сказал бы, что он в Тартаре.
Может ли на Земле когда-нибудь наступить царство добра?
Ответ: Добро
воцарится на Земле,
когда среди духов, приходящих сюда жить, добрые возобладают над злыми.
Тогда они устроят здесь царство любви и справедливости, коие суть исток
и добра и счастья. Лишь совершенствуя себя и претворяя законы Божьи,
человек привлечет к воплощению на Земле духов добрых и отдалит от нее
злых. Но злые покинут ее тогда лишь, когда он изгонит из мира своего
гордыню и эгоизм. Преображение человечества было предсказано, и вы на
пороге того мига, коий готовят все люди, помогающие прогрессу.
Преображение осуществится воплощением лучших духов, которые создадут на
Земле новую расу. Тогда духи злых, кои смерть пожинает всякий день, и
всех тех, кто стремятся остановить ход вещей, потеряют сюда доступ, ибо
неуместно им и неуютно будет среди людей благих, блаженство которых им
бы вздумалось смутить. Они устремятся в новые, менее продвинутые миры,
чтоб исполнять назначения мучительные, и в мирах этих они смогут
трудиться над своим собственным прогрессом, трудясь в то же время над
продвижением своих еще более отсталых братьев. Разве вы не видите в
этом изгнании с преображенной Земли возвышенный образ "Потерянного
рая", а в человеке, пришедшем на Землю в подобных условиях и несущем в
себе свои страсти и следы своего изначального несовершенства, не менее
возвышенный образ первородного греха? Первородный грех, рассматриваемый
с этой точки зрения, связан с еще несовершенной природой человека,
ответственного таким образом лишь за себя самого и за свои собственные
ошибки, а не за ошибки отцов. Вы все, люди веры и доброй воли,
трудитесь же с усердием и отвагой над великим делом возрождения, ибо вы
пожнете сто крат более того зерна, которое посеете. Горе закрывающим
глаза свету, ибо готовят себе долгие века мрака и разочарований; горе
возлагающим все свои радости во благо этого мира, ибо претерпят лишений
больше, нежели вкусят наслаждений; горе в особенности эгоистам, ибо они
не отыщут никого, кто бы помог им нести груз их несчастий.