|
СВЕДЕНБОРГ Эмануэль (Эммануил)
СВЕДЕНБОРГ Эмануэль (Эммануил). Swedenborg, Emanuet (Emanuel)
СВЕДЕНБОРГ,
ЭМАНУЭЛЬ (Эммануил) |
|
Эмануэль
Сведенборг |
Эмануэль
СВЕДЕНБОРГ
Emanuet Swedenborg
Emmanuil Svedenborg
29
января 1688- 29 марта 1772
Шведский
ученый, сын королевского священника. Крупный естествоиспытатель,
геолог, математик, философ. Основал первый в Швеции научный
журнал. Предсказал ряд современных изобретений, в том числе
самолеты и подводные лодки. В качестве побочного результата
исследования местоположения человеческой души и доказательства
ее бессмертия разработал современную теорию атомной структуры
материи.
Теософ-мистик и медиум, известный своими видениями восхождений
в духовный план, где он созерцал посмертную жизнь душ умерших.
|
|
|
|
"Мною
не написано ни одного слова лжи, я всегда говорил только правду"
Сведенборг
Эммануил |
|
Сведенборг
(Swedenborg) Эмануэль (29.1.1688, Стокгольм, - 29.3.1772,
Лондон), шведский учёный и теософ-мистик. Учился в Упсальском университете.
В 1710-14 жил главным образом в Великобритании. В 1716-1747 асессор
Горной коллегии в Стокгольме. Почётный член Петербургской АН (с 1734).
Написал значительное число научных работ по горному делу, математике,
астрономии и др. ("Труды по философии и минералогии", 1734),
автор ряда технических проектов (в т. ч. летательного аппарата с жёстким
крылом). Стремясь к объяснению системы мироздания, Сведенборг под
влиянием Р. Декарта, И. Ньютона и Дж. Локка первоначально развивал
механистическую концепцию, которая затем уступает место спиритуалистической
натурфилософии, родственной неоплатонизму.
В ряде работ начала 40-х гг., посвященных вопросу о соотношении духа
и материи ("Oeconomia regni animalis", т. 1-2, 1740-41,
и др.), затрагивается широкий круг проблем анатомии, физиологии и
психологии. Эволюция мировоззрения Сведенборга завершается душевным
и религиозным кризисом 1743-45, сопровождавшимся "видениями",
"голосами" и т. п., в результате чего Сведенборг превращается
в мистика и духовидца. В многочисленных сочинениях последующего периода
он стремится дать "истинное" толкование Библии ("Arcana
coelestia", v. 1-8, 1749-56, сокращённая версия в рус. пер. "О
небесах, о мире духов и об аде", 1863), излагает учение о точных
соответствиях ("корреспонденциях") явлений земных и "потусторонних",
порой резко критикуя церковь. Теософия Сведенборга была подвергнута
острой критике И. Кантом в сочинении "Грёзы духовидца"
(1766).
Сведенборг . оказал заметное влияние на литературу романтизма (У.
Блейк в Великобритании, Р. Эмерсон в США и др.). Общины последователей
Сведенборга получили распространение в различных странах, преимущественно
в США и Великобритании (в 1970 около 30 тыс. человек). С 1810 в Лондоне
существует общество Сведенборга, занимающееся публикацией его сочинений.
Соч.: Religiosa skrifter i urval, Stockh., 1925; в рус. пер.
- Избр. соч., в. 1, Лондон, 1872; О сообщении души и тела, СПБ, 1910;
Увеселения премудрости о любви супружественной, М., 1914.
Лит.: Мысливченко А, Г., Философская мысль в Швеции, М.,
1972, с. 71-75; Lamm М., Swedenborg. En studie ofver bans utveckling
till mystiker och andeskadare, Stockh., 1915; Toksvig S., Emanuel
Swedenborg, scientist and mystic, New Haven, 1948; Sigstedt C. О.,
The Swedenborg epic, N. Y., 1952; Jonsson I., Swedenborgs korrespondenslara,
Stockh., 1969; Hyde J., A bibliography of the works of E. Swedenborg,
L., 1906.
БСЭ |
|
|
Биографии,
жизнеописания:
|
Памятник
Э. Сведенборгу
в Стокгольме |
|
|
|
Сведенборг
стремился доказать примат духа над материей. С середины 1740-х годов
утверждал, что ему удалось установить прямой контакт с ангелами
и духовным миром.
В 1743 г. Сведенборг пережил сильный духовный кризис, начавшийся
с ряда чувственных религиозных видений. В своих видениях Сведенборг
побывал в раю и аду, легко перемещаясь между духовным и материальным
мирами.
В 1744 г. явившийся Сведенборгу Христос повелел ему отказаться от
научных исследований и заняться толкованием Библии.
На основе своих видений Сведенборг разработал теорию соответствий,
изложенную в книге "Иероглифические ключи" (издана в Лондоне
в 1784 г. под названием "Духовный ключ").
Согласно
Сведенборгу, каждый символ содержит три смысловых уровня:
природный (относящийся к области материальных вещей, в том числе
науке и истории),
духовный (связанный с неосязаемым миром идей и воображения)
и божественный (ведущий к истинной и предельной реальности Бога).
Следствием теории соответствия стал вывод о том, что Вселенная представляет
собой гармоничное целое, временно нарушенное грехопадением. Тем
самым Сведенборг приравнял грех к ошибке, отвергнув идеи Страшного
суда и вечного проклятия. |
|
|
Согласно
Сведенборгу, рай и ад - это не будущее человека, а постоянная реальность,
с которой человек соприкасается постоянно в зависимости от своего
жизненного выбора. Как следствие этой идеи, Сведенборг предложил
развивать интуицию и воображение в противовес развитию разума.
Свое мировоззрение Сведенборг изложил в нескольких десятках книг
на латинском языке,
из которых наиболее известны:
"Небесные секреты" (8 томов), "Земли во Вселенной",
"Новый Иерусалим и его небесная доктрина", "Небеса
и ад", "Божественная любовь и разум", "Апокалипсис
проявился", "Истинная христианская религия".
Сведенборг рассылал свои труды священнослужителям и в университеты.
Наибольшее внимание к своим работам Сведенборг привлек в Англии. |
|
|
|
Идеями
Сведенборга были увлечены Блок, Бальзак, Бодлер, Стриндберг, Эмерсон
и Йитс.
После смерти Сведенборга, в 1787 году, идеи Сведенборга были положены
в основу "Новой церкви", которая стала первой из сведенборгианских
церквей. В середине XIX в. ряд идей Сведенборга был взят на вооружение
спиритуалистами.
|
|
|
|
Добавил: Megadat (04/Дек/2009)
|
Просмотров: 2073
| Рейтинг: 1.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|