ИЕРАРХИЯ ДЕМОНОВ
В вопросах демонической иерархии царит такая же неразбериха, как и в
вариантах классификаций. Несмотря на то, что ад зачастую представляется как
царство хаоса и беспорядка, человечество неудержимо тянуло приписать ему
стройную иерархическую систему.
В популярных гримуарах 16-17 столетия, таких как "Grand Grimoire" и "Grimorium
Verum", владыками Ада названы Люцифер (император), Вельзевул (князь) и
Астарот (великий герцог), которым подчинены 6 высокопоставленных духов и
множество более мелких.
В других книгах могут упоминаться не три, а четыре верховных иерарха Тьмы,
соответствующие четырем сторонам света; к трем вышеперечисленным добавляется
то Велиал, то Левиафан, то Молох.
П.Бинсфельд, демонолог 16 столетия выделил семь, по его мнению, главных
демонов, соответствующих семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется у него
с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана -
гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан - с завистью,
Бельфегор - с ленью.
В поздней каббале десять архидьяволов соответствуют десяти злым сефиротам
(темным силам), среди них Сатана, Вельзевул, Люцифер, Астарот, Асмодей,
Бельфегор, Ваал, Адрамелех, Лилит и Наамах.
Иоганн Виер в "De Praestigius Daemonum" попытался нарисовать полную картину
Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность.
Верховным правителем Ада у него выступает Вельзевул, среди высших князей -
Эврином, Плутон, Молох и др.
Знаменитый магический трактат "Lemegeton" (16 в.) перечисляет 72-х
главенствующих демонов, подчиняющихся четырем императорам сторон света (Амаймону,
Корсону, Зиминару и Гаапу). В соответствии с феодальным строем того времени,
демоны носят титулы королей, герцогов, графов, маркизов и губернаторов,
однако о подчиненности менее значимых более значимым ничего не сказано.
Агриппа в "Оккультной философии" также приписывает духам дворянские титулы,
однако большее значение придает "разряду" или "порядку" духа. "Да будет
известно, - пишет он, - что дух низшего порядка, какое бы достоинство ему ни
было присуще, всегда ниже духов высшего порядка. Не является неудобством,
что короли и графы подвластны высшему начальству и не имеют большего
значения, чем их министры".
ОБИТЕЛЬ ДЕМОНОВ
Демонам необходимо было где-то жить, и Ад стал пристанищем, выбранным для
них Богом. «Наполненный неугасаемым огнем, дом боли и несчастий», — так
сказал о нем Мильтон. С тех пор Сатана со своими подчиненными сделали со
своей обителью все, что могли: исследовали, превозмогая мучения, ее огромные
пространства, и даже построили собственные памятники-башни. Очень нелегко
было жить в этих опасных областях, а еще труднее выбраться оттуда. Так как
отправлявшиеся в Ад очень редко возвращались, то особенно сложно было
составить его карту. Чтобы получить хоть малейшее понятие о ТОМ, что где
находится в Аду, мы вынуждены полагаться на сообщения святых и ясновидящих,
поэтов и пророков. С течением веков описание его территорий часто менялось.
В Новом Завете св. Матфей позволяет нам получить «которое представление об
этом месте, описывая, как Иисус в Судный День будет отделять добрых от злых:
«И соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь
отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов —
по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите,
бла- гословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания
мира». ...Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...» (Евангелие
от Матфея, гл. 25, cm. 32-34. 41).
Огонь стал неотъемлемой частью ада. За столетия ландшафт ада неоднократно
менялся — то топи и болота, то леса и ледники, то озера, то пустыни
наполняли его. Но в любом случае присутствовало всепоглощающее пламя. В
«Городе Бога», написанном в V в., св: Августин со всеми подробностями
описывает огонь Ада:
«Ад, по-иному называемый озером из огня и серы, — это настоящий огонь, он
будет жечь и истязать тела проклятых как людей, так и дьяволов, если они
состоят из плоти, или лишь души их. Ибо если у людей есть как тела, так и
души, то бестелесные злые духи будут все равно преданы геене огненной, чтоб
вечно страдать в таком со- стоянии. И участью всех будет один и тот же
огонь».
В средние века пристанище проклятых было описано ирландским монахом в
популярном трактате, известном под названием «Видение Тундала» (1149г.).
Симпатичный, слегка плутоватый рыцарь Тундал за обеденным столом впадает в
состояние оцепенения. Душа покидает тело, и ее моментально окружает толпа
демонов, издающих какое-то бормотание. Оцепеневшему от страха Тундалу
удается спастись лишь благодаря вмешательству его ангела-хранителя, который
потом показал, что может произойти, если рыцарь не исправит свой образ
жизни. Это предсказание было устрашающим. Сперва взору Тундала предстала
огромная равнина, усыпанная вонючим углем, где великих грешников жарили на
железной решетке. Затем он увидел раскаленные горы и демонов, терзающих
острыми, как бритва крюками еретиков и язычников. Далее путь грешника лежал
мимо Ашерона — чудовища с пылающими глазами, которое тотчас же сожрало его.
Ангел, по-видимому, считал, что это послужит Тундалу хорошим уроком на
будущее. Когда ему удалось выбраться из утробы зверя, то надо было пройти по
мосту длиной в две мили, а шириной лишь с ладонь. Внизу же, в воде, кишели
тысячи голодных тварей. Когда Тундалу все-таки удалось перейти мост, на
другой стороне его поджидала огромная птица с железным клювом, которая
пожирает рыцаря еще раз, а затем испражняется им в замерзшее озеро. После
того как Тундал выбирается из ледяной воды и поднимается по Огненной
равнине, он попадает в плен к банде злых демонов, которые избивают его
молотом на наковальне вместе с другими грешниками. После вмешательства
ангела-хранителя Тундал попадает в недра Ада. И на дне огромного темного
котлована он встречается с самим Дьяволом... Он был
«...чернее, чем ворон, внешне похож на человека, но с клювом и острым
хвостом и тысячами рук, на каждой из которых по двадцать пальцев, а ногти
длиннее, чем копья рыцарей, на ногах были такие же ногти, в каждой из рук он
держал грешные души. Лежал Дьявол на железных прутьях, скованный цепями, а
под ним пылали раскаленные угли. Вокруг него толпилось множество демонов. И
при каждом выдохе бросал он души несчастных прямо в адское пламя, а при
вдохе снова хватал и сдавливал их».
Не в силах прогнать это видение Тундал направляется в чистилище и успевает
разглядеть кусочек неба за высокой серебряной стеной перед тем, как
проснуться и снова оказаться в своем земном теле. Тотчас же он просит себе
Святого Причастия, раздает все, что у него есть бедным и несчастным, а сам
отправляется разносить есть о страшном наказании.
А кто бы поступил иначе?
Наиболее полное, подробное и остроумное описание Ада несомненно принадлежит
Данте Алигьери (1265— 1321 гг.). В прологе «Божественной комедии» Данте
описывает, как он заблудился в темном лесу, а дикие звери преградили ему
дорогу и угрожали жизни. И явилась ему тень поэта Виргилия и сообщила, что
единственный путь к спасению пролегает через Ад. Данте-пилигрим вынужден был
согласиться на это путешествие.
Ад представлен Данте как вывернутый наизнанку конус, кинжалом пронизывающий
Землю до самого ее центра. Верхняя часть его — наиболее широкая. В этом
месте Люцифер со своими ангелами ударился о Землю, подобно колоссальному
метеориту, когда они были низвергнуты с небес. Над входом в подземное
царство написаны слова: «Оставь надежду всяк сюда входящий*. Данте
почувствовал, что дрожь пронзила все его тело, а Виргилий подбадривающе взял
за руку. Они спу- стились вниз. Сразу за вратами Ада расстилалась огромная
мрачная равнина, где пребывали души тех, кому при жизни не пришлось жить
по-настоящему, кто жил «ни порицаем, ни хвалим». И души эти бесконечно
носятся по сумрачной равнине, преследуемые тучами шершней. Данте и Виргилий
проходят дальше и останавливаются на берегу реки Ашерон, текущей вокруг Ада.
Харон, перевозчик в Ад, переправляет их на другой берег.
Когда же они снова выходят на сушу. то оказываются в первом круге Ада,
называемом преддверием Ада. Здесь еще нет мрачных картин. По пастбищу "течет
ручей, рядом с которым возвышается семистенный замок. В этом месте пребывают
души тех, кто благочестив, но не крещен, и среди них великие язычники. Сам
Виргилий провел много времени в этом круге ада. Однако все неукоснительно
менялось в худшую сторону. Второй круг предназначался для похотливых,
которых в кромешной тьме вечно носили свирепые неутихающие ветры вожделения.
Круг третий находился в стороне и заключал в себе чревоугодников, лежащих
ниц на земле и осыпаемых градом и страшным дождем. Цербер — трехголовый пес
— непрерывно лаял и отрывал от их тел кусок за куском. В четвертом круге —
скупые и расточители, они разделены на две группы и обречены перетаскивать
глыбы от одного лагеря к другому.
Данте и Виргилий поспешили дальше и добрались до бурлящего темного потока.
Они пошли по течению и увидели унылую реку, известную под названием Стикс.
Но даже Стикс, такой мрачный и мутный, — "Чей-то дом. Здесь — в круге пятом
— пребывают гневные и угрюмые, либо рвущие друг друга в гневе, либо хнычущие
внизу в черной грязи. Ступая с осторожностью, Данте и Виргилий долго шли по
болоту, а затем на лодке переправились через похожий на ров Стикс и попали
из верхней части Ада на нижние уровни. Знали бы они раньше, с чем им
придется столкнуться...
Теперь они оказались в месте, которое Данте назвал Городом Дис (Дис —
Сатана). Это была столица Ада, куда стекались падшие ангелы, чтобы
отдохнуть. Здесь — в шестом круге — Данте обнаружил широкую равнину,
усеянную горящими могилами. Вечный огонь сжигал еретиков.
Перед Данте и Виргилием раскинулась еще одна река — Флегетон, через которую
также нужно было переправиться. Однако она была очень широкой, а вместо воды
в ней текла кипящая кровь. В ее водоворотах Данте разглядел души тех, кто
совершал насилия и убийства, был тираном или захватчиком. Берег выглядел
также мрачно. По нему Данте и Виргилий должны были пройти в унылый Лес
Самоубийц. В нем души умертвивших себя пускали корни и росли, становясь
карликовыми деревьями с ядовитыми плодами. За лесом про- стирались пышущие
жаром пески, в которых в вечном огне мучались души совершивших преступление
против Бога или природы.
Но это был еще не центр Ада. В круге восьмом, известном как Малебольдже,
пребывали обманщики и мошенники. Этот круг имеет очертания огромного
амфитеатра и спускается вниз еще на десять уровней, на каждом из которых
мучается свой класс грешников, Рогатые демоны хлещут кнутами соблазнителей в
сводников, лицемеров заставляют ходить в очень длинных одеяниях, а на пятки
их направляют огонь. Взяточников и сутяжников, разбазаривавших общественное
имущество ради личной выгоды, макали в кипящую смолу особо шаловливые
демоны, известные под именем Малебранке или «Ужасные когти». Внизу, на самом
дне Малебольдже, находится расщелина, охраняемая сороканогими великанами,
которых Данте назвал Тартарскими Титанами. Виргилий приказал одному из них.
Антею. помочь им спуститься вниз — и тот повиновался. Данте и его спутник
оказались в девятом и последнем круге Ада — Коците — замерзшей болотистой
реке, где восседал сам Лукавый Изменник — Сатана. Он был огромного размера,
навеки вмерзший по грудь в лед. Огромные крылья, которыми он тщетно махал,
пытаясь освободиться, не приносили ничего, кроме холодного ветра, еще более
укрепляющего лед. «Если он когда-то был настолько прекрасен, насколько
уродлив сейчас, — пишет Данте, — то сильно должен он печалиться». Сатана
имел три лица — черное, красное и желтое, с тремя ртами, выделяющими
кровавую пену, и шестью плачущими глазами. И, плача, он безжалостно жует
тела трех предателей — Иуды, Брута и Кассия, чьи ужасные преступления были
все-таки менее отвратительны, чем его собственное. Люцифер предал самого
Великого Господина из всех великих, и за это обречен страдать здесь, во
мраке и холоде, спрятанный как можно дальше от источников света и тепла.
Данте и Виргилий выбираются из Ада по спине Люцифера, который так обезумел
от горя, что не заметил их. Они выползли через проход в скале на свежий
воздух и увидели звездное небо.
В Аду Мильтона, который назван в заголовке его книги «Потерянный рай»
(1667), текут те же самые четыре реки — Стикс, Ашерон, Флегетон и Коцит. -
Но кроме них есть еще и пятая — Лета — река забвения, которая должна была
окружать все владения Сатаны. По мнению Мильтона, Сатана с когортой демонов,
стремительно низвергнутых с Вечных Небес, камнем пронеслись через пустоты
Хаоса и упали в огненное озеро. Они больше не ангелы света и им не жить
отныне в счастливых небесных чертогах. А как "представляется их новая
обитель?
«Темница страшная, со всех сторон огонь Пылает, как в печи, Но от огня того
нет света — а только мрак и темень, В которых видно лишь уныние и зло,
печаль и боль. Покой и мир войти туда на смеют, Надежда тоже недоступна всем
живущим там...»
Наиболее решительные демоны предпримут попытку исследовать этот огромный
подземный мир, надеясь найти в нем какую-нибудь менее ужасную часть, но
возвратятся ни с чем. Повсюду они находили либо ледяные пустыни, избитые
градом и обдуваемые ветрами, либо выжженные, испепеленные равнины — мир
смерти, проклятый Богом, олицетворение зла... Этого было достаточно любому
из демонов, чтобы навсегда отказаться от поисков лучшего, только не Сатане.
С той же гордостью, которая вызвала его падение с Вечных Небес, Сатана
собирает материалы в своем ужасном мире и решает начать строительство! Чтобы
соответствовать новому титулу монарха подземного мира, он задумал создать
роскошный дворец. Ад оказался богат минералами, среди которых было золото.
(Мильтон считал, что в этом нет ничего удивительного, потому что именно Ад
заслуживает этот «проклятый металл».) Маммон, демон скупости и богатства,
конечно же, первым напал на залежи золота и добывал его со своими
подчиненными. А Мулцибер, когда-то воздвигавший башни и стены на Небе,
теперь строил новые стены могущественного сверкающего дворца в Аду —
обиталища демонов, великой столицы Сатаны и его чиновников. Отныне в Аду
появилась собственная достопримечательность. Согласно Мильтону, у дворца
было множество ворот и крылечек, а общий зал, предназначенный для рыцарских
поединков, был огромен, как поле. Как же был украшен дворец? Подобающим
определением будет слово «пышно». И когда демоны собрались в нем на свой
первый совет, то...
«Высоко на королевском троне, превосходящем по великолепию богатства Ормузда
и Инда, а также жемчуга и золото правителей Востока, восседал Сатана,
вознесенный за свои заслуги к этому злому величию...»
В интерпретации английского художника Джона Мартина зал заседаний
Пандемониума (буквально: «Все У Демоны») был огромным извивающимся
амфитеатром с уходящими вверх ярусами и куполообразным потолком, который
освещался бессчетным количеством горящих свечей. Смутно напоминая постройки
в византийском стиле, столица Ада, этот дворец с массивными стенами и
галереями, башнями и мостами, могла бросить вызов по размаху и великолепию
самим божественным чертогам.
СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕМОНАМ
Еще одной темой обсуждения уже несколько веков является вопрос о
продолжительности жизни демонов. Древнегреческий поэт Гесиод высчитал
среднюю длину жизни Феникса — мифической птицы неописуемой красоты, которая
сама сложила свой погребальный костер, а затем возродилась из пепла. Феникс,
утверждал Гесиод, живет в десять раз дольше, чем человек, а демоны — в
десять раз дольше, чем Феникс. Таким образом, средняя жизнь демона равняется
6 800 годам.
Позднее знаменитый греческий писатель и биограф Плутарх немного поправил это
утверждение, учитывая, что демоны, как и люди, с которыми их сравнивают,
подвержены недугам и болезням. Он увеличил продолжительность жизни демонов
до 9 720 лет.
Другие же считают, что демоны, подобно ангелам, бессмертны и будут
существовать до конца света. Так что ответ на данный вопрос пока еще не
ясен.
В первой книге Библии упоминается еще одна история о легионах Люцифера. Она
повествует (подробное описание ее можно найти в первой книге Энок*), что
раньше существовали так называемые ангелы-наблюдатели. Уже их имя говорит о
том, что они следили за делами людей — и, как оказалось, весьма пристально.
Всю ночь они бдили (наблюдатели никогда не спят) и изучали всех
новорожденных младенцев женского пола, и нехорошие мысли зародились у них в
головах
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны
Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в
жены, какую кто избрал». (Бытие, гл. 6, cm. 1—2)
Наблюдатели не только спускались на землю и вступали в брак с женщинами, но
также обучали своих жен разного рода таинственным запрещенным занятиям. Они
учили их ботанике, астрологии и астрономии. Они показали им, как заниматься
магией, как делать оружие, и, что самое удивительное, как пользоваться
косметикой. Богу это не понравилось.
Его недовольство еще больше увеличилось, когда родились отпрыски этих
ангелов. Но дети в отличие от родителей оказались не ангелами, а чудовищами
— огромными гигантами, убивающими и пожирающими людей. А если поблизости не
было людей, то они удовлетворяли свой непомерный аппетит, убивая и пожирая
друг друга. Ясно, что не этого хотел Бог, создавая землю. И опять пришлось
посылать архангела Михаила наводить порядок. Бог смел с лица Земли гигантов,
а Михаил окружил падших ангелов и загнал их в ущелье на Земле, и обрек их
пребывать там, пока не наступит час и не будут они брошены в вечное пекло.
Если верить этому рассказу, взятому из Бытия и Энока, то взбунтовавшееся
войско Люцифера И состояло из этих подземных ангелов-наблюдателей, которым
уже больше не суждено было следить за людьми.
* Энок (Enoch) — еврейская книга, не нашедшая отражения в Ветхом Завете.
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ
В бесконечных попытках упорядочить иерархию демонов и показать, какое
отношение имеют наиболее гнусные из них к самым распространенным грехам,
школяры и служащие духовенства часто составляли небольшой выборочный список.
Например, каждый из перечисленных ниже демонов, считалось, преуспевал в
соблазне человека на какой-нибудь особенный «смертный грех», с которым его
отождествляли. (Если эти семь «смертных» грехов совершались в полном
сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее
значимые грехи известны как «простительные».)
Один такой интересный список принадлежал Петеру Бинсфельду, немецкому
авторитету в области колдовства, автору «Трактата об исповеди вершителей зла
и ведьм» («Tractatus de Confessionibus Maleficorum et Sagarum»), который был
написан в 1589 г. В изложении Бинсфельда Дьявол, заметьте, разделяется на
двух демонов — Люцифера и Сатану.
Люцифер — гордость;
Маммон — скупость;
Асмодей — распутство;
Сатана — гнев;
Вельзевул — чревоугодие;
Левиафан — зависть;
Бельфегор — лень.
Однако представленный список вовсе не говорит о том, что эти демоны не могли
пойти по пути меньшего сопротивления и подбить людей на какое-нибудь другое
зло. Если данный грех не срабатывал — человек оказывался слишком порядочным,
то демоны вполне могли попытаться склонить его к другому, меньшему греху
ПОЛНОМОЧИЯ ДЬЯВОЛА
Что же может дьявол и ею подручные? Над ним, начиная с раннего
Средневековья,думали лучшие умы святой инквизиции.
Повелителю ада приписывали самые различные умения и навыки.
Врач Йоган Вейер, 14 век: "Сатана обладает большим мужеством, невероятной
хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью,
совершенной рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых
хитрых интриг и злобной и беспредельной ненавистью ко всему человечеству,
безжалостной и непреходящей".
Его современник, французский судья по делам ведьм Боден "Очевидно, что
демоны обладают глубочайшими знаниями обо всем. Ни один богослов не может
истолковать Священное писание лучше них, ни один адвокат лучше них не знает
законов и установлений, ни один врач" или философ лучше них не разбирается в
строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб,
деревьев и трав, земли и небес".
Пока ученые мужи нагоняли страх, народ веселился. В славном городе Париже
памфлеты на тему взаимоотношений монашек и демонов, ведьм и монахов,
выходили, с завидной регулярностью. К примеру, один из подобных трудов,
вышедший в 1619 году, был озаглавлен "Удивительная, но правдивая история,
произошедшая в Солье, в Провансе, с мужчиной, который посвятил себя церкви,
но, поскольку он не выполнил своих обязательств, дьявол отрезал его интимные
части".
ОДЕРЖИМОСТЬ ДЕМОНАМИ
Все демоны помогали во всём своему повелителю Люциферу, и среди их
многочисленных обязанностей по причинению зла людям была ещё одна
специфическая – они умели вселяться в человека и подолгу не давать ему
покоя, порой доводя его до исступления. Такая одержимость против воли жертвы
очень напоминает собой приступы эпилепсии или истерии и обычно проявляется
везде одинаково.
1. Съёживание тела, сильные судороги, корчи, вызываемые нечистой силой;
2. Рвота странными предметами;
3. Странное изменение голоса.
Демоны, чтобы незаметно проникнуть в организм жертвы, обычно прибегают к
испытанному приёму – какому-нибудь угощению.
Анри Боден считает, что для «этого лучше всег подходят яблоки, в которых
может спрятаться дьявол ( демон ). Таким образом, Сатана повторяет в
точности свои действия, которые он предпринимал в раю, чтобы соблазнить
Адама и Еву».
В Европе случаи одержимости наблюдались в основном, в монастырях. Одна
монахиня-истеричка вполне могла «заразить» всех сестёр с помощью
непосредственного воздействия на них и внушения, и тогда для возвращения
таких женщин в нормальное состояние требовалось изгнание бесов, то есть
экзорсизм.
Тот же Боден в 1580 году писал, что случаи одержимости дьяволом наиболее
часто происходят в Испании и Италии, но в начале XVII века на первое место
постепенно вышла Франция.
В 1583 году в Вене у шестнадцатилетней девушки-монахини начались дикие
судороги и корчи, которые по своему характеру были определены как
демонические. Приглашённым на помощь иезуитам пришлось в поте лица
поработать, чтобы изгнать из неё 12 652 живых демонов, которых её бабушка
хранила в виде мух в стеклянном кувшине с крышкой. Семидеситилетнюю старуху
под пытками уличили в связи с Дьяволом. Её, привязав к хвосту лошади,
дотащили до городской площади, где и сожгли на костре. В 1610 году сестра
Маделена де ля Палю из монастыря урсулинок в Экс-ан-Прованс оказалась
вместилищем целого легиона в 6666 демонов, включая Вельзевула, Левиафана,
Ваалберита, Асмодея и Астарота, а другая монахиня, из этого же монастыря,
была одержима Веррином, Грезилем и Сонеллоном.
Заклинатели, совершая свои экзорсизмы, заставляли демонов в момент выхода из
тела жертвы обозначать свой выход какими-нибудь знаками, так называемыми
стигматами. Вот один пример:
Игуменья Луденского монастыря Анна Дезанж была одержима сразу семью
демонами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и
Изакароном.
Асмодея удалось заклинаниями выгнать из игуменьи первым. При выходе он
оставил на ней свою «печать» – отверстие в боку…Вышедший за ним Амон оставил
точно такое отверстие. Третий демон Грезиль тоже вышел через бок игуменьи,
оставив там дыру. Четвёртый – Левиафан, сидевший у неё во лбу, при выходе из
своего насиженного места оставил посередине её лба «печать» в виде кровавого
креста. Пятый – Бегемот, пребывавший в чреве игуменьи, при выходе должен был
подбросить свою жертву на аршин вверх, что он исправно исполнил. Шестой
демон – Балам облюбовал себе место в теле игуменьи в правом боку под вторым
ребром. При выходе его из её тела у неё на руке появилось начертание его
имени, которое оставалось неизгладимым на всю жизнь. Последний – Изакарон,
сидел в правом боку под последним ребром. При выходе он оставил свой знак в
виде глубокой царапины на большом пальце левой руки игуменьи.
В трактате «Malleus Maleficarum» утверждается со ссылкой на самых
авторитетных учёных, что демоны не могут подчинять себе волю и разум
человека, а лишь его тело и телесные функции. Во многих случаящ демоны
неспособны даже осваивать тело целиком, а вселяются в некую его часть –
какой-нибудь внутренний орган, мышцу или кости.
ЭКЗОРЦИЗМ
Об одержимости бесами мы рассказали, теперь следует рассказать о борьбе с
этой одержимостью. Экзорсизм, или изгнание бесов (демонов) – это колдовской
способ, позволяющий иногда вылечить больного человека, страдающего
психическими припадками или входящего в транс, вернуть его в нормальное
состояние. Такие функции прежде, как правило, выполнял священник, монах, или
знахарь.
Практика изгнания демонов была введена в христианской Церкви очень давно, и
была ещё известна в Ветхом Завете. Экзорсисты формировали один из четырёх
малых орденов Церкви. Основные их способы – литания, молитвы, возложение
рук, повтоорение слов Иисуса, который уже «изгнал мириады злух духов».
Первой заботой любого экзорсиста было точно определить, каким образом демон
вселился в тело человека.
Главное незыблемое правило – никогда не следует призывать на помощь при этом
самого Дьявола, потому что он никогда не говорит правды, даже под угрозой
изгнания из тела человека.
Существуют и др. правила. Убедившись в том, что демон засел в теле
верующего, экзорсист должен прежде спросить, как его зовут, потом попытаться
определить, сколько же демонов вселилось в несчастного, выяснить причину его
или их появления там, постараться точно определить время его или их
проникновения в тело.
Сделав после этого окончательный вывод, экзорсист может приступать к своей
процедуре.
Пользуясь особым руководством, которое называется «Литания площадной
ругани», экзорсист должен всячески поносить демона, оскорбляя его,
сквернословить, называть его свиньёй, шелудивым паршивым псом, диким зверем,
раздутой жабой или вшивым свинопасом, и всё время обращаться к Богу с
просьбой, чтобы Он вогнал ему в череп гвоздь и вбил его поглубже тяжёлым
молотком.
Кроме такой словесной обработки, иногда в Римско-Католической Церкви при
изгнании духов прибегали к самобичеванию, или порке, правда достаточно
умеренной, чтобы только напугать демона, заставить его выскочить , но не
доставляя женщине сильной физической боли и лишних мук.
На западе некоторые католические священники демонстрировали ритуал изгнания
бесов для публики на больших площадях. Они призывали изойти демонов
Люцифера, Намброфа, Бечета, Наштарота и Набама. Это действительно было
показано в прямом эфире в Америке в 1991 году в шоу «20/20». Жертву рвало,
она грозила кулаками, грубым голосом говорила непристойности. Однако после
такого отрытого репортажа женщина снова была вынуждена обратиться к
психиаторам. 
|